Фотограф-любитель капитан Панкратьев
Многие исторические памятники Самарканда к середине XIХ века всем своим видом представляли собою величественные руины и оказывали на приезжающих сильные впечатления, вызывая у них смесь восхищения и сочувствия. В то время не имелось возможности приостановить процесс постепенного разрушения памятников архитектуры, и многие жители относились к этому как к неизбежному и естественному течению дел. Но встречались люди неравнодушные и предприимчивые, которые пытались сохранить ускользающую красоту прошлого. Единственными доступными способами сохранения являлась фотофиксация того, что уцелело. Одним из фотофиксаторов был и штабс-капитан Георгий Алексеевич Панкратьев.
Командир 2 роты батальона Ташкентской крепостной артиллерии, которая размещалась в Самаркандской крепости. Сам капитан Панкратьев Г.А. проживал неподалеку от крепости в Солдатской слободке по улице Челекская дом № 13.
Капитан Панкратьев был не первым на этом поприще, задолго до него уже предпринимались неоднократные попытки зафиксировать исторические достопримечательности Самарканда. Еще в 1871 году по указанию Туркестанского генерал-губернатора К. П. Фон-Кауфмана в Самарканде находился ориенталист А. Кун вместе с фотографом Н. Нехорошевым, которые занимались вопросами пересъемки самаркандских памятников для Туркестанского альбома. В планах А. Куна было создание отдельного фотоальбома «Описание самаркандских древностей», но этот проект так и не был до конца осуществлен.
Георгий Панкратьев был уроженцем Оренбургской губернии, выходцем из семьи губернского секретаря. Получив образование в Оренбургской Неплюевской военной гимназии, он продолжил его в 3-м Александровском военном училище, которое окончил в 1879 году. В следующем году он был определен на службу в Туркестан, в Ташкентскую крепостную артиллерию. С 1883 года в звании поручика он поступает слушателем в Николаевскую академию Генерального штаба, но по болезни в 1884 году вынужден был оставить ее. Дальше он служит в Санкт-Петербурге и оттуда в 1888 году переводится вновь в Туркестан, в Казалинскую, а с 1894 года в Ташкентскую крепостную артиллерию, одна из рот которой размещалась в Самарканде. В 1890 году он получает звание штабс-капитана.
Находясь на службе в Самарканде, у капитана Панкратьева зародилась мысль о создании специального фотоальбома-путеводителя, в котором можно было бы отобразить самые важные достопримечательности города и его окраин, сопроводив их пояснительными надписями. Вот как он сам описывает историю создания альбома: «Впервые в 1894 году я подал мысль графу Н.Я. Ростовцову серьезно разобраться среди памятников старины г. Самарканда, собрать уцелевшие надписи и сфотографировать все, заслуживающие внимания. Граф Ростовцов весьма сочувственно отнесся к моей мысли и оказал мне весьма серьезную поддержку». На полученную от графа Ростовцова стипендию, размером в 300 рублей капитан Г. Панкратьев приступил к созданию «Альбома исторических памятников» города Самарканда.
Так как уцелевшие на стенах памятников надписи являлись единственным достоверным источником информации, то решено было заняться их расшифровкой. Для этого необходимо было запечатлеть на фотокамеру виды городских памятников и его окрестностей, сопроводив их переводами. Осуществить труды по переводу надписей на русский язык было поручено Сер Али Лапину, служившему при военном губернаторе Самаркандской области на должности переводчика. Но, так как Сер Али Лапин в недостаточной степени владел восточными языками, в разборе надписей ему помогал самаркандский житель Мирза Абусаид-Магзум. Это была первая, хотя и несовершенная попытка перевода надписей на русский язык. По мнению современников, альбом представлял собою очень ценный и, может быть, единственный по своей полноте документ для изучения памятников Самарканда…
В 1895 году капитан Панкратьев должен был покинуть Самарканд по служебной надобности. Собранный им материал в виде серии фотоснимков, сопровождаемых переводами на русский язык с надписями, сделанными Сер Али Лапиным, был издан графом Н. Ростовцовым. В газете «Туркестанские ведомости» № 62 оповещали своих читателей, что в середине августа в продажу поступили альбомы всех выдающихся исторических памятников Самарканда, составленные любителем-фотографом Г. Панкратьевым. В свет вышли три варианта альбома различного объема и достоинства. Самый большой альбом содержал 52 фотографии и стоил – 15 рублей. В большой альбом входили тексты надписей с архитектурных памятников и намогильных камней. Два остальных альбома в 40 и 20 фотоснимков стоили соответственно – 12 и 6 рублей.
После издания первого фотоальбома прошло 16 лет, и за эти годы в Самарканде многое изменилось. Вследствие произошедших землетрясений обрушилась входная арка мечети Биби-ханым и ровно наполовину разрушился ее минарет. Купол этой мечети раскололся и обвалился во многих местах, грозя полным разрушением. Ничего не осталось от усыпальницы Кучкунчи-хана и его детей. Мечеть святого Хазрат Хызра была перестроена, а над могилой святого Даниила была сделана надстройка. Вдобавок ко всему в 1904 году упал минарет у мавзолея Гур-Эмир. И, в общем, картина памятников города изменилась… Несмотря на принимаемые властями меры по охране памятников, изразцовые фрагменты декора тайно продолжали обламывать с целью продажи. А утерянные участки заделывались либо алебастром, либо простой глиною.
К 1910 году капитан Панкратьев решил вернуться к не до конца осуществленной идее. Он решил выпустить второй – более совершенный вариант путеводителя для туристов и гостей города. К этому времени он сумел собрать обширный исторический материал и получил с помощью В. Л. Вяткина целый ряд ценных сведений, накопившихся за прошедшие годы. Теперь его альбом был выполнен в изящном коленкоровом переплете с золотым тиснением. В переработанном и дополненном фотографиями альбоме он разместил информацию по истории города Самарканда, которая в виде отдельной брошюры прилагалась к нему. Печать этого издания была осуществлена в самаркандской типо-литографии Товарищества Б. Газарова и К. Слиянова. В продажу вновь выпустили три варианта фотоальбома различного объема в 80, 50 и 20 фотоснимков. Самый дорогой из альбомов стоил 25 рублей. Из фотоальбома старого выпуска Панкратьев исключил фотоснимки, сделанные с надписей, заменив их фотографиями с орнаментов. На обложке альбома и каждом отдельном листе указывалось, что снимки сделаны фотографом-любителем.
Помимо фотоальбома, капитаном Панкратьевым из дерева была выполнена точная копия-макет с одного из красивейших и изящных зданий комплекса мавзолеев Шахи-зинда - портика мавзолея Туркан-Ака. В 1904 году капитан Г.А. Панкратьев переводится в связи с переменой по службе в Ковенскую крепостную артиллерию, и дальнейшая его судьба остается неизвестной. И хотя Г. Панкратьев не был настоящим фотографом-профессионалом, его труд считается одним из наиболее полных описаний историко-архитектурных ансамблей древнего Самарканда, вышедших в России до 1917 года.
Спустя годы фотоальбомы-путеводители капитана Панкратьева сами становятся исторической ценностью. Один из его экземпляров находится на хранении в фондах Самаркандского Государственного музея истории и культуры Узбекистана. Сегодня благодаря труду капитана Панкратьева, мы можем видеть, как выглядели самаркандские достопримечательности до того времени, как их коснулись руки реставраторов.
Александр ГАЛАК.