Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Фаворский и город без тени

В фондах Самаркандского Государственного музея хранится коллекция картин российского, советского графика, иллюстратора, ксилографа, искусствоведа, сценографа, Народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964 гг.). Серия самаркандских работ художника вызывает большой интерес у знатаков изобразительного искусства.

В 1941 году семья Фаворских была эвакуирована из Москвы в Самарканд, их поселили на Регистане, в одном из медресе. Владимир Андреевич писал: «Живем мы на Регистане, в одном из чудесных двориков пятнадцатого века. В келье наша жизнь все больше и больше налаживается, я преподаю в художественно-промышленном училище, а сама волшебная атмосфера этого памятника вдохновляет».

В Самарканде В. Фаворский много работает: рисует, занимается изготовлением кукол в местном традиционном стиле, отмечая сходство Качал Палвана с итальянскими и русскими персонажами кукольного театра. Самаркандский музей заказывает известному художнику серию работ.

В 1943 году Владимир Андреевич чувствует необходимость творческого диалога, и, по всей вероятности, наступает благоприятный момент для проведения выставки, которую решено было провести в областном музее Самарканда. Союз художников летом 1943 года организовывает первую персональную выставку одного из крупнейших художников современности В. Фаворского. Интересный факт: до этого дня, несмотря на мировую известность, художник ни разу не устраивал отдельной выставки. Возможно, именно город Самарканд со своей богатейшей историей благоприятно подействовал на творчество художника.

В своих письмах он с восторгом описывает быт и историю этого необыкновенного города: «Кругом горы видны в ясные дни. Ходишь все время по исторической земле… Тут Темур строил, чуть дальше старый город, описанный Александром...»

На выставке В. Фаворский показал работы, сделанные за полтора года в Самарканде. Судя по воспоминаниям очевидцев, работ было немного, но каждая картина написана с особой тщательностью и настроением.

Разнообразные приемы художественной техники - от гравюры на дереве до акварельной живописи - используются художником с одинаковым мастерством. Живописные работы Фаворского в традиции живописи Сурикова, Коровина, Иванова. В свое время выставка художника стала выдающимся явлением в культурной жизни Самарканда. Небольшая по объему, она отражала все богатство творческих поисков большого мастера и глубоко гуманистическое раскрытие образа человека.

Среди коллекции музея есть работа, выполненная карандашом. Карандашные портреты художника замечательны своей академичностью и внутренней завершенностью. Образ очищен от всего случайного. Перед нами умудренный опытом человек, народный зодчий - усто Ширин Мурадов. Ганчкор. Он занимался реставрацией архитектурных памятников и жилых домов Бухары и Самарканда. Таких мастеров называли хранителями тайн. Их труд приравнивали к подвигам. А как же иначе? Обычные человеческие руки повсюду заменяли механизмы, а здесь всё делалось именно руками. Это и привлекло художника. На портрете с особой тщательностью выписаны руки мастера…

Усто изображен на фоне панели из резного ганча, ведь это не просто мастер-ганчкор, перед нами представитель и посланник древней и уникальной культуры, зародившейся на территории Средней Азии... Усто Ширин принимал участие в строительстве и отделке жилых домов Бухары и дворца Ситораи Мохи-хоса, реставрации памятников архитектуры. Оформлял Большой театра имени А. Навои в Ташкенте.

Работы Фаворского, сделанные в Самарканде за полтора года его пребывания, отражают богатство творческих поисков большого мастера. Здесь и внимательное изучение природы и архитектуры, и неожиданная острота сюжета. К каждой теме художник подходит с серьезностью. Именно в Самарканде, во время эвакуации, художник начал масштабную работу в технике линогравюры и создал большую «Самаркандскую серию», которая после войны была закончена в Москве.

Сам Фаворский писал о Самарканде как о месте, лишенном тени: «Самарканд с его улочками и окрестностями доставлял мне картины жизни узбеков. Я их рисовал. Там характерно, что никакой тени нет. Потому что тень прячется под человеком. Солнце над ним и поэтому, собственно, тема тени совсем как будто в солнечной стране не затронута».

Известно, что многие картины Владимира Фаворского были выполнены по заказу администрации Самаркандского музея, поэтому впоследствии их передали в его фонды, чем, конечно, музей может по праву гордиться.

О. ФАТАЕВА,

зав. отд. истории Самаркандского краеведческого музея;

Т. БУРИЕВ,

сотрудник отдела фондов.