Фарход Хашимов: о почве, плодородии и… образовании

В одном из прошлых номеров газеты была поднята тема о давно существующей в Узбекистане проблеме с почвами, которая обостряется из-за нерациональной деятельности человека и изменения климата. Один из виднейших специалистов по почвам в стране, заведующий кафедрой агрохимии и защиты растений Самаркандского государственного университета Фарход Хашимов разъясняет, почему сегодня фермерам и агрокластерам так важно работать совместно с учеными по этому вопросу.

- Фарход Хакимович, насколько снизилось плодородие почв за последние десятилетия и каковы причины этого процесса?

- Сначала хочу сказать, что определяющим фактором плодородия почвы является наличие в ней гумуса. Напомню, что именно гумус, то есть органическое вещество в доступной для растений форме, способствует биологической активности почвы. Чем его меньше, тем ниже плодородие, тем меньше в ней доступных питательных веществ для растений. Если сравнивать состояние почв Узбекистана с 30-ми годами прошлого века, то снижение количества гумуса очевидно, особенно в хлопководческих и зерноводческих районах. В советское время у сельхозинститута были опытные участки, на которых в течение 40 лет изучались почвы, влияние на них тех или иных минеральных удобрений и навоза, севооборота и так далее. За это время гумус на отдельных участках увеличился на 3-4 процента. Но в начале 90-х хокимияты районов, не спрашивая мнения ученых, раздали весь наш «опыт» фермерам, его распахали и засеяли, и, естественно, он исчез. Сейчас плодородие почв понизилось на 30-40 %. Да, сегодня пишут в научных статьях и диссертациях, что после внесения навоза за год урожайность повысилась на 1-2 %. Но это всё ерунда, такого в природе не бывает. У нас климат такой, что от общего количества органики, которую мы внесем в почву, в лучшем случае может стать гумусом только 10 %, остальное всё быстро минерализуется. Из этих 10 % сохранится 1-2 %, которые употребятся растениями. И в целом, получается, что в течение 30-40 лет при регулярном внесении органики почва, на которой выращиваются культуры, накопит в среднем 1 % гумуса. Сейчас землю отдали в частные руки, поэтому невозможно назвать точные цифры плодородия почвы, у нас нет агрохимических картограмм, организованной системы контроля. Да, принят закон, согласно которому фермер отвечает за сохранение и повышение плодородия почвы. Но кто это контролирует? Фермер, в первую очередь, думает о том, как прокормить семью, вернуть кредиты в банк, взятые для покупки семян, удобрений и горюче-смазочных материалов. Потом он вспоминает о земле. Конечно, если у него есть скотина или птица, то он удобряет землю, но навоз вносит не под пшеницу, а под картофель, овощи - там больше отдачи. Один из лучших опытов мы наблюдаем в Самаркандском районе, где всегда хорошие урожаи, потому что на протяжении веков людьми вносятся в почву органические удобрения. Но, к сожалению, такое наблюдается не везде.

- В каких районах нашей области самое плачевное состояние почв?

- Я думаю, это зоны, которые находятся дальше от реки: Нурабадский, Пахтачийский районы. Но повторюсь, точных агрохимических картограмм пока нет. Их только начали создавать, при этом процесс идет очень медленно в силу различных причин.

- Какая у нас средняя урожайность пшеницы и хлопчатника по Самаркандской области на сегодняшний день?

- По статистике, урожайность пшеницы в республике 54 центнера с гектара, по Самаркандской области – 55,4 центнера, хлопчатника – 27 и 29,8 центнеров с гектара соответственно. Когда-то производство зерна и хлопчатника было политизировано, поэтому руководители регионов статистику приписывали, чтобы не лишиться должности. Как сейчас обстоит с этим дело, сказать трудно. Повторюсь, почва у нас требует удобрений. Без них того же хлопка-сырца можно получить всего 13-14 центнеров с гектара.

- Как повысить плодородие почв, помимо внесения минеральных удобрений, которые сильно загрязняют грунтовые воды?

- Во-первых, севооборот, когда одна сельхозкультура сменяет другую. При этом нужно иметь в виду, что севообороты бывают разные. Например, кормовой, зерновой, овощной. Смена пшеницы на хлопчатник и наоборот нельзя назвать севооборотом. Обе культуры очень истощают почвы. В промежутках между посевами нужно выращивать какую-либо овощную или бобовую однолетнюю культуру, чтобы в почве накапливался азот. Если это внедрить, то почвы заметно улучшатся. Конечно, это не сделаешь за год и даже за три, особенно зная, что иному фермеру выгоднее выращивать кукурузу, которой он может кормить коров или продать, а кукуруза тоже истощает почву.

Второй путь улучшения почв - внесение органических удобрений. В Андижанской и Ферганской областях самые высокие урожаи, потому что там не пропадает ни одного грамма органического вещества. Например, в той же Бухаре дехкане буквально записываются в очередь к хокиму для того, чтобы очистить школьный туалет. Дехкане сами чистят и увозят органику, чтобы внести ее в почву. У нас такое вообще сложно представить. Наши соседи ни одного грамма органического вещества, ни одной соломинки или листика не бросают, из них они делают компосты, смеси и вносят их в землю. Поэтому и урожай выше.

- Сейчас развивается гидропоника. Сможет ли эта технология «разгрузить» нашу почву?

- Это отдельная и очень дорогостоящая система, хотя и перспективная. Чтобы заниматься гидропоникой, нужно в несколько раз больше вложить средств, чем в обычное земледелие. Там расходы идут на проектирование и строительство помещения, закупку жидких удобрений, которые у нас не производятся, на электроэнергию, которая нужна для поддержания климатической системы и насосов. Такая технология в наших условиях подходит только для выращивания овощей, где она окупает себя. Хотя, например, в Израиле выращивают пшеницу на гидропонике и с помощью капельного орошения, при этом получая высокие урожаи.

- Насколько широко применяется капельное орошение в Самаркандской области?

- Думаю, сегодня многие фермеры оценили его по достоинству, к тому же от государства они начали получать определенные дотации на его внедрение. Капельное орошение - не новая технология. Ещё в 70-годы в Джизакской области я лично наблюдал использование капельного орошения. Это делалось в связи с дефицитом водных ресурсов, для экономии воды. Те гектары, которые десятилетиями никто не возделывал, сейчас покрыты садами. Раньше тратилось большое количество воды, теперь с помощью капельного орошения значительная экономия водных ресурсов, что хорошо и для почвы, и для растений. Это вложение денег, которое себя оправдывает довольно быстро. Но и здесь должны быть знания, так как дорогостоящие жидкие удобрения должны соответствовать «запросам» почвы и качеству воды. Поэтому капельное орошение также пока недоступно для выращивания хлопчатника. Из-за жары почва становится плотной, как бетон, поэтому на этих полях будут проблемы с применением капельной технологии. Универсальных методов и технологий пока не существует, увы.

- Что Вы думаете о привлечении иностранных специалистов для развития нашего сельского хозяйства?

- Можно, конечно, и привлекать, но зарубежные специалисты редко знают наши условия. Они работают по инструкции, часто делают то, что и у себя делали, а состав почв у нас разный. И скажу откровенно, к нам редко присылают хороших специалистов, в основном, они среднего уровня с чисто техническим подходом. Например, привозят к нам аграриев из Турции, а они со средним образованием, только знают, как правильно растворять удобрения. Вносят они эти удобрения без глубокого понимания нашей земли, а толку мало. Проблемы остаются. Сегодня мы должны сами готовить специалистов, воспитывать их на своей почве в прямом смысле. А для этого, конечно, нужна база, которую дают в школе. Иной раз поступившие студенты не знают элементарных формул. Сейчас в школах не учат так, как раньше. Мне, например, преподавала химию в 45-школе учительница Ольга Анисимовна. Ей было 84 года, но она так преподавала, что из нашего класса из 17 человек шестеро стали химиками, 9 докторов наук. Мы приходили к ней домой заниматься. Какой там платить? Наоборот, она нас еще пирожками угощала. Есть, конечно, и сегодня уникальные педагоги, которые любят своё дело, но их всё меньше. Тем не менее я, думаю, что ныне проводимые реформы в образовании, повышение зарплат учителям, должны принести свои плоды в виде грамотных и ответственных студентов, а в будущем – специалистов, любящих и знающих свою землю.

Беседовала Анастасия ПАВЛЕНКО.