F84: этого не надо стесняться!

F84. Этот код сегодня уже не такая большая редкость в медицинских картах детей, как это было еще 20 лет назад. По Международной классификации болезней пункт F84.0 называется детским аутизмом. Что это за болезнь? По каким критериям ставится данный диагноз? Существует ли лечение аутизма? Все эти и многие другие вопросы оказались в центре внимания участников встречи за «круглым столом», проведенной негосударственной некоммерческой организацией IYMON вместе со специалистами в преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма.

Пожалуй, это первая в Самарканде подобного рода встреча экспертов, родителей, представителей общественности и средств массовой информации, где обстоятельно – насколько позволяло время - поговорили об аутизме. Было много вопросов, разъяснений и жарких дискуссий, которые показали, что поднятая тема не просто важна - она наболевшая.

- Сложно объяснить в двух словах, что такое аутизм, причины его возникновения и насколько он излечим, - говорит заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии Самаркандского государственного медицинского университета, профессор Азиза Джурабекова. – Однако то, что это болезнь, не вызывает сомнений, потому что имеются критерии, по которым ставится данный диагноз. К сожалению, в последние годы все больше детей, у которых диагностируется аутизм. И точных причин этому никто пока назвать не может, есть только гипотезы. К примеру, рост мегаполисов и, соответственно, стрессовых факторов у женщин, мутация генов, неблагополучная экологическая среда и различного рода пищевые, лекарственные отравления, вызывающие врожденные дефекты, заболевания вирусными инфекциями во время беременности и другие. В США ученые говорят о сбое гормонального фона у женщин, но о причинах этого сбоя тоже нет четкой информации. Есть и определенные проблемы с диагностикой аутизма у детей. Ведь эта болезнь никак не проявляется на физическом уровне: нет параличей, косоглазия, каких-то отклонений в росте. При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются - неясно. Главный признак – отсутствие социальной адаптации. Такие дети не могут контактировать с другими людьми, нет зрительного контакта. Они не способны выражать эмоции, проявлять адекватную реакцию на окружающих. У них нарушена речь, могут наблюдаться расстройство сна, какие-либо фобии, например, массового скопления людей. Поэтому им трудно дается учеба в обычной школе.

Кстати, именно вопрос обучения в школе вызвал бурную дискуссию экспертов с родителями и психологами. Если представители медицины отнеслись скептически к инклюзивному образованию, утверждая, что это сложно, в первую очередь, самим детям с аутизмом, то некоторые родители были другого мнения. Они утверждали, что необходимо менять стереотипы в обществе по отношению к таким детям. Тем более есть хорошие примеры инклюзивного образования в США и Евросоюзе. У нас же данный процесс сопряжен с большими проблемами, при этом финансовый вопрос стоит на первом месте. На тех же тьюторов – помощников педагогов в инклюзивном классе – государство пока не выделяет средств, а в классах тем временем учится не менее 35 учеников, и каждый требует внимания. Ребенок же с аутизмом, не подготовленный к такому количеству детей и требованиям, может проявлять агрессию или неадекватные действия, например, биться головой о стену, издавать непонятные звуки, ходить по кабинету. Безусловно, это будет мешать всему образовательному процессу. Поэтому  единственный выход — устраивать их в специализированные детсады и школы. Хотя для некоторых детей, увы, и это недоступно, потому что спецкомиссия дает определение «необучаемы».

- Моему сыну 17 лет, и у него ДЦП и аутизм, - рассказывает Гульсара. – Я считаю, что этих болезней могло и не быть, ведь у меня родился совершенно здоровый мальчик, но из-за неправильной постановки сначала диагноза и лечения, а потом прививки, которую нельзя было делать при судорожном синдроме, у сына развился детский церебральный паралич, а потом и аутизм. Слава богу, благодаря профессору Джурабековой, он у меня выжил и ходит, может сам кушать, ходить в туалет. Но он не говорит, не любит, когда я читаю книги – затыкает уши. При этом сыну нравится ковыряться в интернете, на ютубе он находит любимых певцов. Как он это делает, я не знаю. Пыталась наблюдать за ним, он замечает и отставляет смартфон в сторону. В школу хотела отдать, но комиссия сказала, что он необучаем. Однако я все равно вожу его на всевозможные мероприятия, которые проводит Наргиза Махмудова из IYMON, занятия по дзюдо в 7-школе, и не теряю надежды.

В Самаркандской области на официальном учете состоят ??? людей с аутизмом, из них дети составляют ???. Эти цифры должны были предоставить специалисты ВТЭК, но увы, обстоятельно ответив на многие другие вопросы, ответы на которые мы дадим в следующем номере, статистику обошли стороной, а жаль. Ведь говоря о динамике роста аутизма, можно делать «дорожные карты» развития по отдельным направлениям того же здравоохранения и образования, оказания психоневрологической помощи родителям, которые часто скрывают «не таких» детей, работы с общественностью. Надеемся, что данная не очень приятная тенденция будет со временем изжита, а тема аутизма станет освещаться чаще.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.