«Эзгулик»: на страже прав человека

75 лет назад 10 декабря Генеральная Ассамблея ООН после долгих дискуссий приняла Всеобщую декларацию прав человека. С 1950 года этот день был объявлен международным и каждый человек, общество, государство во всем мире, согласно документу, должны "стремиться путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления" выполнять задачи по защите прав человека. Многое сделано на этом пути и в Узбекистане, но многое еще предстоит сделать. О том, что именно предстоит, хорошо знают общественные правозащитные организации. Одной из таких, наиболее активно себя проявляющих в последние годы организацией, стало Общество прав человека "Эзгулик". В Самарканде известна деятельность его областного отделения.

Областное отделение ОПЧ «Эзгулик» официально функционирует с 2012 года, и с того времени оно защищает права и законные интересы граждан, а также содействует в продвижении демократии и формированию гражданского общества.

- На сегодняшний день по области насчитывается более 50 членов ОПЧ «Эзгулик», членство добровольное, и любой человек может обратиться к нам с заявлением, - рассказывает руководитель областного отделения «Эзгулик» Мирзо Субханов. - Согласно действующему законодательству, чтобы вступить в ряды общественных объединений, нужно оплатить членский взнос, который может составлять несколько базовых расчетных величин. Но часто к нам обращаются люди, у которых нет возможности оплатить, тогда они принимаются на безвозмездной основе, согласно нашему Уставу.

 Многие путают «Эзгулик» с институтом адвокатуры или представителями средств массовой информации, блогерами. По словам правозащитника М. Субханова, который, к слову, не имеет специального юридического образования, это ошибочное мнение.

- Если в центре внимания адвоката находится проблема, которую нужно решить, то в нашем случае в центре внимания - сам человек, которому мы помогаем не только восстанавливать права в конкретной ситуации, но и стремимся повысить его правовую грамотность, - поясняет М. Субханов. – Важно подчеркнуть, что правозащитные организации, в том числе и наша, содействуют в восстановлении прав граждан, которые нарушаются со стороны органов, а не в случае «споров» человека с человеком. Многие люди обращаются к нам по поводу своих семейных взаимоотношений или же материальных споров с другими гражданами. Это сугубо гражданские дела, и наша организация не занимается такими вопросами. Мы больше вовлечены в проблемы касательно применения пыток и жестокого обращения со стороны правоохранительных органов, обеспечения прав и свобод, согласно Конституции, в том числе права на свободу слова и совести, права на справедливое судебное разбирательство и т.д. Например, многие пользователи соцсетей хорошо помнят, как в прошлом году один инспектор профилактики в Кошрабадском районе сорвал с себя погоны, чтобы обвинить в этом женщину. Мы разбирали этот случай, и справедливость в отношении нарушенных прав пострадавшей была восстановлена. Также полтора года назад 21-летнему пареньку из бедной семьи нечистоплотные сотрудники правоохранительных органов подсунули четыре грамма гашиша и обвинили в продаже наркотиков. К счастью, соседи парня решили помочь ему и сами обратились к нам с коллективной просьбой. Через месяц молодой человек был отпущен на свободу.

В рамках своей деятельности «Эзгулик» тесно сотрудничает с национальными и международными фондами поддержки ННО. Кстати, с ноября «Эзгулик» приступило к реализации проекта "Расширение участия правозащитных организаций в рамках судебного делопроизводства". Данный проект осуществляется при поддержке Фонда Евразия в рамках программы «Социальные инновации в Центральной Азии», финансируемой Агентством США по международному развитию (USAID). В рамках этого проекта активисты общества будут участвовать в судах в качестве общественных защитников и добровольных представителей граждан для обеспечения их прав на справедливое судебное разбирательство.

Одним из ярких эзгуликовцев на сегодняшний день является правозащитник Зокир Васиев. Он много лет преподавал в Самаркандском государственном университете, затем работал в Международном университете туризма и культурного наследия «Шелковый путь». Однако в силу возникших обстоятельств, включая несправедливость в указанных вузах, с которыми он столкнулся, Зокир Собирович стал заниматься правозащитной деятельностью.

- Институт прав человека – один из важнейших инструментов, которым располагает международное сообщество для защиты полноценной, свободной, безопасной, здоровой жизни человека, для регулирования его отношений с государством, - считает З. Васиев. - Отказ от предоставления человеку его основных прав и свобод является причиной социальных и политических конфликтов. Что же касается правозащитного движения в нашей стране, то, по сравнению с мировой практикой, оно относительно молодо. До недавних пор протесты отдельных правозащитников не были известны населению, которое практически ничего не знало и о существовании международных норм в области прав человека. Ситуация усугублялась тем, что интеллигенция, являющаяся главным источником и носителем правозащитных идей, в Узбекистане также не владела этими нормами. Естественно, что многие госслужащие, сотрудники правоохранительных органов, спецслужб также не имели (а в ряде случаев и по сей день не имеют) представления о том, что у человека есть права, гарантированные международными договорами и соглашениями. Общепринятым, с точки зрения наших чиновников, является тезис о том, что права неотделимы от обязанностей, что права и свободы теоретически должны быть, но пользоваться ими могут только те, кто выполняет обязанности. То есть права надо заслужить выполнением некоторых обязанностей перед государством. Такое мнение противоречит международным документам, ратифицированным в том числе и Узбекистаном.

По словам З. Васиева, правозащитные ННО стремятся определить, какие права человека в нашей стране наиболее уязвимы, проинформировать об этом соответствующие госорганы и выработать рекомендации по исправлению нарушений. Там, где госструктуры идут навстречу, правозащитники ограничиваются распространением информации о нарушениях на национальном уровне. Если же наблюдается устойчивое нежелание госорганов соблюдать права человека, то информируются об этом международные организации, как неправительственные, так и межправительственные.

Защита прав человека в Узбекистане является важной и неотъемлемой частью общего стремления к демократии, законности, социально-экономическим преобразованиям, правовому государству. И это не просто слова. На примере деятельности ННО «Эзгулик» можно сказать, что это стремление меняет правовое сознание как обычных граждан, столкнувшихся с нарушением своих прав, так и госслужащих.

Анастасия ПАВЛЕНКО.