Европейской части Самарканда 150 лет
Самарканд за все века своего существования переживал множество исторических событий. И при всем их многообразии наш город продолжает жить, порой возрождаясь из руин. В мае 1868 года Лик земли, который к этому времени пришел в заметный упадок, ожидало очередное событие, повлиявшее на ход его истории, - Самарканд вошел в состав Российской империи и это послужило началом постройки нового города.
После завоевания Самарканда российскими войсками первое время местом расположения для них служила старая цитадель, сохранившаяся еще со времен Амира Тимура. После образования Зеравшанского округа территория цитадели превращается в военный посёлок, который нассчитывал около 4 000 человек.
Новые власти чуть ли не сразу развили строительную деятельность по укреплению и усовершенствованию цитадели, приспосабливая здания под казармы и склады, бани и складские помещения. В основном, это были простые одноэтажные, выстроенные из сырцового кирпича дома с плоскими крышами. На старых фотографиях Самарканда из «Туркестанского альбома» видны постройки внутри цитадели, типичные для азиатского города того времени.
В бывшем доме самаркандского бека разместился начальник округа – генерал А. Абрамов. Неподалёку были устроены помещение для клуба, лавки купцов и гостиница «Бухара». В цитадели остался нетронутым только эмирский дворец со знаменитым камнем Кок-Таш. Вдоль восточной стены цитадели находился сарбазский двор эмирового войска. Пройдя пороховой склад, дорога выходила на площадь, где был установлен памятник убитым в 1868 году, здесь же стояла церковь. Со временем многие здания и постройки в цитадели переделывать на европейский лад, а на окраине цитадели был выделен участок под военное кладбище.
В 1870 году военные инженеры и топогрофы разработали генеральный план нового европейского города, который был утвержден туркестанским генерал-губернатором К. П. Фон-Кауфманом. 28 апреля 1871 года К. Фон-Кауфман приехал в Самарканд из Ташкента, чтобы посетить новые школы для детей местных жителей и русских переселенцев, осмотрел опытные плантации Н. Раевского. Генерал-губернатор проэкзаменовал учеников, поблагодарил учителя школы, рядового Салтанова, а также ее попечителя - подполковника Н. Раевского и приказал выслать из Ташкента необходимые для школ учебные пособия, книги, хрестоматии, руководства и т.д.
В августе 1871 года в газете «Туркестанские ведомости» было написано, что цитадель, занимающую слишком большое пространство, предложено было значительно уменьшить в размерах с расчетом на один батальон. В новой цитадели должны были размещаться только казенные строения и церковь.
Сам новый город изначально планировался и строился с учётом привязки к цитадели. От неё расходящимися лучами улиц в западном направлении поэтапно стал расти современный Самарканд. Территория, выбранная под новый город, была занята садами и представляла из себя неровный ландшафт. Его формирование происходило за счет выкупа земельных участков у местных жителей. В течение двух месяцев осени 1871 года на западной стороне были выстроены более 100 домов из сырцового кирпича. Дома эти были предназначены, прежде всего, для семейных военных чинов, впрочем, в ней было так же несколько офицерских домов, а самым первым административным зданием в слободе была почта. Всего же в Самарканде русских тогда насчитывалось около 5000 человек.
Отметим, что первый комендант города В. Р. Серов показал себя умелым администратором. Под его руководством была распланирована местная часть города, проведены шоссейные дороги, посажен лес, построены мосты через арыки. Большое значение тогда придавалось орошению и озеленению города.
В1872 году все участки под постройку были разобраны. Часть улиц была шоссирована и обсажена деревьями, разбит городской сад. От «русской слободки» по бесчисленным закоулкам среди садов через арыки в юго-восточном направлении дорога вела в небольшой кишлак Ходжа Ахрор с очень древним медресе, украшенным изразцами.
Бывший до ноября 1872 года производителем земских работ в Зеравшанском округе, поручик А. Н. Черневский по указу главы администрации края К. Фон-Кауфмана был заменен архитектором окружного инженерного управления, надворным советником Э. К. Левенштерном.
Эдуард Карлович получил первоначальное образование в училище при лютеранской церкви святого Петра в Санкт-Петербурге, после прошел курс обучения в строительном училище, откуда был выпущен в 1858 году со званием помощника архитектора. Служа в Вифленской и Курской губерниях, он становится городским архитектором и в 1870 году переводится в Ташкент, а затем направляется в Самарканд, где ему предстояло начинать строить русский город.
Э. Левенштерн строит в Самарканде первые проспекты, ставшие основной частью европейского города. Это - Николаевский, Катта-Курганский, Александровский и Константиновский, Ташкентский, Челекский и Пенджикентский, а также Ургутский и Метанский. Помимо этого, им были построены в Самарканде дом начальника Зеравшанского округа, дом городского управления, здание русской школы и корпус для казачьего конвоя. В 1875 году Э. Левенштерн вернулся обратно в Санкт-Петербург.
Территория русской части города, размером – 229 десятин и 400 сажен земли (более 26, 8 гектаров), ограничивалась на севере – Барбетною улицею, а на востоке – Эспланадною, на юго-востоке – Абрамовским бульваром, и на юго-западном – Черняевским проспектом. Эта земля, как указано выше, была приобретена на городские деньги у коренных жителей для раздачи земельных участков. Офицерам и чиновникам выдавались наделы (до 800 кв. сажен), а семейным нижним воинским чинам (до 200 кв. сажен), и, в виде исключения, земельные участки выдавались русским купцам и мещанам. Нижним чинам был отведён весь северо-западный угол территории с названием «Солдатская слобода». Участки в этой слободе, от 120 до 200 кв. сажен, раздавались солдатам, вышедшим в запас, бесплатно, с пособием от казны по 25 рублей и лесоматериалом впридачу на постройку домов.
По прошествии семи первых лет в Самарканде российской власти город во многом изменился. Вместо стареньких глинобитных домов местных жителей, среди которых находились небольшие, зелёные участки земли, с оврагами и арыками, начал появляться европейский город с широкими шоссированными улицами, окаймленными рядами тополей. Длинный Абрамовский бульвар отделял азиатскую часть города от европейской, в которой выстроились небольшие, уютные домики, разросся и сквер, составляющий своего рода украшение Самарканда.
К этому времени в Самарканд назначается Владимир Максимович Лемке, также являвшийся выпускником Санкт-Петербургского строительного училища, которое он окончил в 1877 году со званием гражданского инженера. Сначала он занимал должность младшего инженера-архитектора Зеравшанского округа, а позже став архитектором. В.М. Лемке занимался вопросами благоустройства и строительства Самарканда вплоть до 1882 года.
Два города – старый, азиатский, и новый, русский - слились друг с другом в одно целое, однако не изменили своих основных черт и индивидуальных отличий. Соединение это не только их не обезличило, но напротив, послужив для взаимного развития, дало возможность ещё ярче выразиться тем контрастам и противоположностям между Западом и Востоком, которые мирно ужились друг с другом.
Александр ГАЛАК,
Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА.