Ещё раз о самаркандской бумаге

Впервые на Среднем Востоке писчую бумагу стали производить в VIII веке самаркандские мастера. И уже в X веке их продукция вывозилась во многие страны мира. Писчая бумага в те времена называлась «хлебом культуры».

В мемуарах Захириддина Мухаммада Бабура отмечается, что лучшая в мире бумага получается в Самарканде, вся вода для бумажных мельниц протекает через местечко Конигил, которое находится на берегах канала Сияб.

Самаркандская бумага была трех сортов. Первый изготовлялся из шелковых очисток без всякой примеси хлопчатобумажной массы. Она отличалась плотностью, идеально гладкой поверхностью, по большей части, красноватого цвета, превосходно лощилась и была приятна на ощупь. Называлась она «когози ипаки» (шелковая бумага). Бумага второго сорта – полушелковая, изготовлялась из шелковых оческов с примесью (50%) волокон конопли (катон). Это была толстая и плотная бумага, отлично воспринимавшая лощение, называлась она «нимкатон», то есть полуконопляная. Третий сорт целиком вырабатывался из хлопчатобумажной массы (тряпья - латта). Хотя эта бумага по добротности и выработке уступала полушелковой, тем не менее она все же отличалась большим достоинством.

Бумага лучшего качества пропитывалась особыми стойкими ароматическими веществами, вероятно мускусом. Это подтверждает классик среднеазиатской литературы XV века Абдурахман Джами: «Для получения удовольствия писать, еще раз вдыхаю приятный аромат самаркандской бумаги».

Самаркандская бумага имела водяной знак в виде белого кольца – своего рода марку известного мастера первой половины XVI века Мир-Ибрагима.

О непревзойденном мастерстве Мир-Ибрагима сохранились интересные сведения, академик А. А. Семёнов писал: «Было три мира (эмира, князя), из которых каждый был неподражаемым мастером в своем искусстве: один Мир-Убайд – замечательный каллиграф, второй Мир-Шафи – несравненный уборщик (оформитель) рукописей и третий Мир-Ибрагим – славный мастер превосходной бумаги».

В книгохранилищах сохранились редкие рукописи первой половины XVI века, над которыми потрудились все три знаменитых мира. Рукописи эти отличались необыкновенной красотой и гармонией общей работы, они были в подлинном смысле шедеврами книжного искусства.

Таким образом замечательные самаркандские мастера, несмотря на свои примитивные мастерские, довели искусство выделки бумаги до высокого совершенства. Продуманные навыки и приемы бумажного производства совершенствовались и передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. Большое количество произведений восточных авторов, хранящихся в библиотеках мира, написаны на самаркандской бумаге.

В средине XIX века мастерских по выделке бумаги в городе насчитывалось 16. Само производство бумаги требовало не менее двух месяцев (в зимнее время три месяца), когозгары производили как различные сорта писчей бумаги, так и бумагу для хозяйственных нужд – она, смазанная маслом, заменяла в окнах стекла. Бумага окрашивалась в различные цвета: желтый, красный, пунцовый, синий, желто-зеленый, соломенный, оранжевый и др.

Из-за феодальных войн и распрей в XVIII-XIX веках среднеазиатское бумажное производство стало приходить в упадок. Мастера-бумагоделы, как и прочие жители, вынуждены были переселяться в другие места. Так, лучшие самаркандские мастера перебрались в Кокандское ханство, и Коканд стал главным центром бумажного дела в Средней Азии.

Ученый- путешественник Вамбери, прибыв в 1864 г. в Самарканд, писал, что самаркандская писчая бумага пользуется большой известностью не только в Туркестане, но и в соседних странах, она выделывается из шёлка, чрезвычайно гладкая, тонкая и очень удобная для письма.

В Самарканде сегодня действует мастерская по производству шелковой бумаги «Конигил Мерос», она является достопримечательностью нашего города и одним из центров туристического посещения. На этой фабрике можно приобрести изделия из этой бумаги.

Ольга АРТЕМОВА,

сотрудница государственного архива области.