Электронная коммерция в Узбекистане: вопросы и ответы
29 сентября 2022 года Президент Узбекистана подписал Закон “Об электронной коммерции”, который вступает в силу 31 декабря 2022 года. До этой даты исполнительная власть должна привести подзаконные акты в соответствие с Законом. Мы попросили председателя Ассоциации электронной коммерции Узбекистана Музаффара АЪЗАМОВА разъяснить суть электронной коммерции и ее проблемы. Наше интервью вылилось в серию статей в форме вопросов и ответов.
ЧТО такое электронная коммерция?
В соответствии с Законом РУз “Об электронной коммерции” “электронная коммерция - купля-продажа товаров (работ, услуг) в соответствии с договором, заключенным через электронную торговую площадку с использованием информационных систем в рамках предпринимательской деятельности”.
Кто может являться участником электронной коммерции?
Согласно статье 8 Закона, участниками электронной коммерции являются юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве продавца товаров, поставщика услуг или исполнителя работ, (далее - продавец), а также юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве покупателя, потребителя товаров (работ, услуг) (далее - покупатель).
Продавцами в области электронной коммерции являются:
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оптовой и (или) розничной продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой площадке;
самозанятые лица, осуществляющие деятельность по розничной продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой площадке.
Пандемия COVID-19 перевела в онлайн формат большое число предприятий малого и среднего бизнеса и стала толчком к развитию электронных торговых площадок. Сегодня едва ли не каждый магазин на базаре имеет собственный канал, группу, а у некоторых имеются боты в Telegram, через которые магазин оповещает клиентов о новых поступлениях товаров, общаются с ними, принимают заказы, сообщают о доставке, одним словом - торгуют.
Роль электронной торговой площадки и информационной системы выполняет месенджер Telegram, социальные сети Facebook, Instagram и другие электронные информационные системы.
Пока, к сожалению, немало сделок происходит с нарушением закона, и в итоге такой коммуникации, выигрывают потребитель и продавец, но проигрывает государство. Предлагаемое государством законодательство, в принципе, не позволяет наладить эффективный контроль над этими процессами.
Появляющиеся каждый день новые способы электронной коммуникации требуют поиска конструктивных решений выгодных трем сторонам - потребителю, бизнесу и государству. Государству следует идти от уже существующей системы коммуникаций «Покупатель-Бизнес», привести законодательство в соответствие с существующими общественными отношениями, чтобы иметь возможность получать налоги и сборы от создаваемой в обществе добавленной стоимости.
Попробуйте сформулировать ключевые отличия электронной коммерции от классической?
Их всего три. Во-первых, сделки заключаются дистанционно. Во-вторых, для закрытия онлайн сделки может понадобиться существенно больше времени, чем при обычной. В-третьих, и, на мой взгляд, это весомо: наибольшего эффекта от электронной коммерции достигает тот бизнес, который работает или абсолютно “в черную”, то есть без постановки на учет в налоговых органах, инкассирования средств т.д., или полностью «в белую», то есть легально с соблюдением требований законодательства. Так устроен и работает этот сегмент экономики, и в этом ее отличие от классической торговли, где можно одну сделку оформить как положено, а другую не оформлять вообще. Для сведения, более 50% продавцов на международных маркетплейсах Amazon, Alibaba, JD, EBAY, ETCY, ZOODMALL и других являются представителями малого и среднего бизнеса, и, разумеется, с этих продаж уплачивают все налоги.
КАК работает правовой механизм в отношении электронной торговли?
Пунктом 8 Постановления Президента №3724 от 14.05.2018 г. предписано ведение Национального реестра субъектов электронной коммерции, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80 процентов от общего объема реализованных ими товаров (услуг). Участники, включенные в Национальный реестр, являются плательщиками единого налогового платежа по ставке 2 процента взамен 4%.
Взамен этой нормы в Налоговом кодексе появилась другая, согласно которой, налогоплательщики, осуществляющие электронную торговлю товарами (работами, услугами), уплачивают налог на прибыль по ставке в 7,5%, вместо обычных 15% (статья 337); и единый налоговый платеж по ставке в 2%, вместо 4% (статья 467).
На данный момент в Национальном реестре e-tijorat.uz, ведение которого поручено Мининфоком, зарегистрировано 218 предприятий, но эта ничтожно малая часть тех, кто занимается электронной коммерцией.
Таким образом можно видеть, что государство пытается регулировать отношения, снижая налоговые ставки, но не предлагает четкий правовой механизм, который регулировал бы эти процессы. Например, мое предприятие, не состоит в этом реестре и не пользуется указанными нормами Налогового кодекса и платит налоги в установленном порядке.
Кто и на основании каких данных решает, является ли предприятие участником электронной коммерции?
Мне неизвестен ни один нормативно-правовой акт, описывающий, КАК можно быстро, понятно и легко получить достоверные и актуальные сведения, которые позволили бы точно определить:
численность субъектов предпринимательства занимающихся электронной коммерцией;
объем товаров, услуг и работ, реализованных ими за отчетный период;
объем наличных и безналичных средств, полученных продавцами предприятий электронной коммерции;
объем налогов и сборов, уплаченных участниками электронной коммерции.
Итак, налицо проблема №1 отрасли и предлагаемое ее решение: необходимо разработать нормативно-правовой акт, позволяющий легко, быстро и просто определить, является ли конкретное предприятие участником электронной коммерции, вести налоговый и статистический учет оборотов предприятий, занимающихся электронной коммерцией.
Является ли занятие электронной торговлей самозанятостью?
Понятие «самозанятые лица» как вид предпринимательства введен Постановлением Президента №4742 от 08.06.2020 г. и в приложении к нему описаны виды деятельности, которыми они могут заниматься. Однако в этом приложении вид деятельности “Электронная торговля товарами” отсутствует. Если в приложение 4 к указанному выше Постановлению добавить вид деятельности за номером 79 “Электронная торговля товарами”, эта проблема будет решена. Но такое решение - за государством.
А как у самозанятых лиц обстоит дело с приемом платежей?
На данный момент, самозанятый в договоре указывает название банка, МФО, номер транзитного счета, номер карты физического лица, на основании которого юридическое лицо/ индивидуальный предприниматель, покупатель перечисляет ему средства.
При этом самозанятые не могут открывать счета в платежных системах, например, Click, Payme и других, так как отсутствует соответствующая инструкция Центрального банка Узбекистана.
Итак, зафиксируем задачу: Центральному Банку РУз следует внести изменения или разработать новый НПА, регулирующий порядок открытия и ведения счетов в банках самозанятыми лицами - участников электронной коммерции, что не позволяет им открывать счета в платежных системах и полноценно принимать платежи за свои товары, услуги и работы.
(Продолжение следует).