Электронная коммерция в Узбекистане в вопросах и ответах

Мы продолжаем публикацию интервью с председателем Ассоциации электронной коммерции Узбекистана Музаффаром АЪЗАМОВЫМ, который разъясняет суть электронной коммерции, вскрывает проблемы, существующие в этом направлении.

Возникает вопрос, почему тогда на узбекских маркетплейсах сравнительно мало продавцов, чем на зарубежных, даже с поправкой на масштаб экономики?

Дело в том, что большая часть малого и среднего бизнеса, занимающегося торговлей в Узбекистане, работает в «теневой экономике», а запуск каналов онлайн-продаж влечет увеличение легальных поступлений и пристальное внимание налоговых органов со всеми вытекающими из этого проверками, штрафами и другими последствиями. Всего этого старается избежать малый бизнес.

Существует ли мировая статистика, какая часть населения, склонна к предпринимательству?

National Geographic опубликовал на своей странице в Facebook инфографику «Чем заняты 7 миллиардов людей?» Согласно их данным:

предприниматели - свыше 400 млн. человек (5,55%);

работают на производстве - >800 млн. (11,10%);

в сельском хозяйстве - 1,4 млрд. (19,43%);

в сфере услуг - 1,7 млрд. (23,59%);

безработные - 430 млн. (5,97%);

старики - 577 млн. (8,01%);

дети и подростки (до 15 лет) - 1,9 млрд. (26,36%);

Применительно к нашей стране, процентное соотношение колеблется в пределах статистической погрешности (менее 3 процентов), но бесспорно то, что около 5 процентов населения обеспечивают работой 70% остальных. Другими словами, один предприниматель, управляющий одним предприятием, прямо или опосредованно обеспечивает, в среднем, 19(!) человек работой и достатком. Такова мировая статистика.

По данным Госкомстата, по состоянию на 1 июля 2022 года численность постоянного населения стране достигла 35 603,4 тыс. человек, из них предприниматели 1,976 млн. человек (5,5%), которое уменьшим на статистическую погрешность в 3%, и в итоге получается 1,916 млн. человек, так или иначе занимаются предпринимательством. По официально опубликованным данным, в стране работают 872 739 предприятия, возглавляемых таким же количеством предпринимателей. Из них юридические лица составляет 533 427, ИП - 219 112, фермерские хозяйства, без учета дехканских, - 92 600, организаций, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, - 27 600. В это число не вошли пять миллионов дехканских (личных подсобных) хозяйств и 1 720 423 самозанятых лица, так как эти категории лиц зарабатывают, формально не имея права использовать наемный труд, и которые, по большому счету, не вовлечены в электронную коммерцию. Как видите, имеется большой, более чем двукратный потенциал роста количества легально работающих предприятий с 872 тысяч до 1,9 млн.

В этой связи, взвешенные и долгосрочные решения правительства в экономической сфере по вовлечению через электронную коммерцию в легальное предпринимательство широких слоев населения позволит не только сократить теневую экономику, но и снизить социальную напряженность, связанную с высоким уровнем безработицы, стать своего рода социальным лифтом для самой креативной, упорной и трудолюбивой части общества, которыми бесспорно являются предприниматели.

К сведению, крупные инвестиционные проекты, как правило, рассчитываются на десять и более лет, а такая крупная трансформация налогового законодательства, на мой взгляд, будет самой важной инвестицией государства в дело снижения размеров “теневой экономики”.

Интересная взаимосвязь электронной коммерции и “теневой экономики”. А как Вы оцениваете размер «теневой экономики» и каково ее влияние на развитие отрасли?

Посмотрим, что об этом пишут СМИ со ссылкой на официальных лиц. Так, 15 октября 2020 г. Gazeta.uz сообщила, что «объем теневого оборота в экономике Узбекистана оценивается в 245 трлн. сумов, или 48% от ВВП, следует из данных Государственного налогового комитета». А 1 февраля 2022 г. пресс-секретарь Агентства стратегического планирования М. Хасанова сообщила, что «теневой сектор занимает от 48 до 62 процентов разных отраслей экономики Узбекистана. Эти данные основаны на результатах анализа нескольких сфер экономики, проведенного агентством совместно с международными консалтинговыми компаниями».

Как видите, оценки разнятся, но все единодушно сходятся в том, что доля «теневой экономики» не менее 48%. В этой связи, предлагаю использовать консервативную оценку объема «теневой экономики» в 48%, что составляет 245 трлн. сум.

Сколько в результате недополучает в виде налогов государственный бюджет?

Давайте обратимся к международной статистике. По данным ООН, доля рабочей силы в ВВП, включая заработную плату и трансферты на социальную защиту, в 2019 году в Узбекистане составили 35,8%. Достаточно знаний школьной математики, чтобы определить: затраты на рабочую силы в ВВП составляет 245 трлн. * 35,8% = 87,77 трлн. сумов, в том числе ЕСП 12% = 9,38 трлн. сум и НДФЛ 12% = 9,38 трлн. сум. Только по двум налогам государственный бюджет недополучает 18,76 трлн. сум.

Много это или мало? Все познается в сравнении. Так, Центр экономических исследований в своей статье, опубликованной в 2020 году, сообщал, что оптимальный размер «теневой» экономики примерно 14-15% от годового ВВП страны. В 2018 году МВФ опубликовал оценку размеров «теневой экономики» в 158 странах в серии докладов «Working Paper». Согласно исследованию МВФ, средняя доля «теневой экономики» от ВВП по странам выглядит так: Украина – 44,8%, Беларусь – 44,5%, Таджикистан – 43%, Казахстан – 38,9%, РФ – 38,4%, Кыргызстан – 37,9%. Самые низкие показатели зафиксированы в Швейцарии – 7,2%, США – 8,3%, Японии – 10,4%, Нидерландах – 10,8%, КНР – 10,1%, Великобритании – 11,1%, Германии – 12%, Норвегии – 14,1%, Франции – 14,1%. Данные по Узбекистану и Туркменистану в исследовании не представлены.

Как видите, объем «теневой экономики» многократно превышает допустимый размер 14-15%. следовательно, необходимо принять решительные меры по сокращению “теневой” экономики, ставшей фактором, угрожающим устойчивому экономическому и общественному развитию страны.

А какие факторы способствуют развитию «теневой экономики»?

Ответ давно сформулирован официальными лицами Узбекистана. Так, 31 мая 2019 года Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ в ходе «круглого стола»  отмечено, что это: “высокое  налоговое бремя, наличие непредвиденных расходов при получении лицензий, сертификатов и разрешений, бюрократических препятствий и сложностей при оформлении соответствующих документов на поставку сырья, неполная ликвидация коррупции, недостаточный уровень эффективности права и судебной системы, недоработки экономических механизмов для ведения официальной деятельности во всех субъектах экономики».

Какие отрасли наиболее вовлечены в “теневую экономику”?

В Указе Президента РУз № 6098 от 30.10.2020 г. говорится, что «экспертные оценки и проводимые среди субъектов предпринимательства опросы свидетельствуют о сохранении в экономике высокого уровня теневого оборота, особенно в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию, что ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса». И это не только позиция Президента, имеющая силу закона, к которому я полностью присоединяюсь, а четко сформулированная позиция всех ветвей власти.

От себя добавлю, что в этих сферах, наиболее часто используются тип коммерческих взаимоотношений, описываемых в бизнес-литературе как «Бизнес для бизнеса» и «Бизнес для потребителя», причем последний сильно преобладает. Решение, очевидно, основные усилия необходимо сосредоточить на сокращении «теневой экономики» в розничной торговле товарами, услугами, работами.

Продолжение следует.

Начало в №95.