Экополиция и новая эковертикаль
Сильный смог, накрывший в эти дни ряд регионов Узбекистана, включая Самарканд, стал болезненным напоминанием о том, насколько уязвима экологическая система страны. Жители жалуются на запах гари, ухудшение видимости, першение в горле. По данным мониторинга качества воздуха, в отдельные дни индекс AQI в Самарканде поднимался до уровней, опасных для здоровья. Причин много - от выбросов промышленных предприятий и бесконтрольного сжигания шин в тепличных хозяйствах до строительной пыли, незаконных рубок, многолетних проблем с управлением отходами и ухудшением состояния рек из-за заборов гравия. И, конечно, не забываются глобальные климатические изменения.
На фоне растущего давления экологических вызовов государство запускает масштабную реформу, направленную на создание вертикали оперативного реагирования, усиление контроля и формирование современной системы мониторинга.
Каркас экологической реформы
С 19 ноября 2025 года вступили в силу два ключевых документа - Указ Президента № УП–217 и Постановление Президента № ПП–343, которые формируют новую модель управления экологией, климатом и природными ресурсами.

В первую очередь, создан Национальный комитет по экологии и изменению климата на базе Министерства экологии. Орган выведен из подчинения Кабинета Министров и теперь он напрямую подотчетен Президенту, сохраняя все профили министерства и получая расширенные полномочия. Комитет объединяет под одним управлением Агентство гидрометеорологической службы, а также Агентство по управлению отходами и развитию циркулярной экономики, Агентство по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием.
Создаётся Экополиция
Самое обсуждаемое нововведение - создание Государственной инспекции экологического контроля (Экополиции). В ее функции входят:
профилактика и пресечение экологических правонарушений;
борьба со стихийными свалками, незаконной вырубкой деревьев;
пресечение незаконных заборов гравия из русел рек;
контроль промышленных выбросов и деятельности тепличных хозяйств;
реагирование на жалобы граждан о загрязнении воздуха, воды и почвы.
Экополиция будет работать по природным зонам, а не по административным границам - то есть сможет пресекать нарушения там, где они возникают, а не там, где заканчивается район.
Полномочия сотрудники Экополиции получают практически такие же, как у работников внутренних дел, включая право применять физическую силу, электрошокеры, служебное оружие с резиновыми пулями и сетчатыми средствами, средства фиксации (боди-камеры обязательны).
Жёсткие санкции
С 1 апреля 2026 года вводятся новые правила ответственности. Так, штрафы накладываются только на юридические лица, двойное наказание (административное + финансовое) запрещено, оплата штрафа не освобождает предприятие от устранения вреда.
Предприятия I и II категории должны установить станции фонового мониторинга до 1 марта 2026 года, иначе компенсационные платежи увеличиваются в пять раз.
На базе Центра специализированного аналитического контроля создается Национальный центр экологического мониторинга, подчиненный напрямую Президенту. Центр будет: анализировать воздух, воду, почву; фиксировать выбросы промпредприятий; агрегировать данные станций регионов; в реальном времени передавать данные в единую систему. Ни один госорган не имеет права вмешиваться в его деятельность.
Это важно для независимости результатов измерений - критически актуально для регионов, страдающих от смога.
Принятые нормативно-правовые акты прямо запрещают:
выдавать документы, позволяющие игнорировать экологические нормы;
принимать постановления о вырубке или пересадке деревьев без экспертизы;
оформлять разрешения «в обход закона».
Это ответ на десятки случаев спорных вырубок в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и других городах.
С 1 апреля 2026 года жители махалли смогут инициировать общественный запрет на изъятие земель, где растут деревья (не лесной фонд). Для этого нужно подать обращение через центры госуслуг или ЕПИГУ. Если не менее 10% жителей махалли поддержат запрет - Комитет по экологии накладывает блокировку. Впервые в законе закрепляется право жителей защищать зеленые территории.
Единая платформа
До 1 сентября 2026 года появится единая онлайн-платформа, где будут объединены: мониторинг воздуха и воды, карта свалок, зоны вырубки деревьев, обращения граждан, данные о компенсационных выплатах, экологические разрешения и экспертизы.
Фактически это должна быть «экологическая цифровая карта страны» - то, чего давно не хватало регионам.
Природные территории республиканского значения управляются напрямую Комитетом по экологии. Расширение таких территорий - через подзаконные акты. Сокращение - только решением палат Олий Мажлиса. Региональные власти могут создавать природные парки местного значения. До 1 ноября 2026 года регионы должны создать не менее двух таких парков.
Создается Специальный фонд по устранению национальных экологических проблем. Источники формирования его доходов заявлены:
в 2025 году – 900 млрд. сумов, выделяемых из республиканского бюджета;
в 2026 году – 548 млрд. сумов, целенаправленно выделяемых на мероприятия из республиканского бюджета;
начиная с 1 января 2026 года,
20% средств, выручаемых в результате торговли углеродными единицами, которыми распоряжается Узбекистан;
компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, штрафы и финансовые санкции;
10% утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, которые оформляют транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)»;
начиная с 1 января 2027 года:
100% утилизационных сборов за пневматические резиновые шины и покрышки, а также вновь вводимые в последующем утилизационные сборы;
90% утилизационного сбора, уплачиваемого физическими и юридическими лицами, оформившими транспортные средства в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)».
Фонд становится главным источником финансирования программ «Чистый воздух», «Яшил макон», проектов по борьбе с опустыниванием, восстановления рек и охраны водных ресурсов.
Подготовила Н. ПАЛВАНОВА.