Екатерина Мурашкина: какая есть
Её образ не встретишь на страницах глянцевых журналов, а «фактурные» данные далеки от параметров 90х60х90, но каждая сыгранная ею роль запоминается, а заразительный звонкий смех актрисы Самаркандского русского театра драмы Екатерины Мурашкиной вызывает ответную улыбку.
За почти 12 лет работы в театре послужной список ролей Мурашкиной мог быть, конечно, побольше. Ведь, во-первых, её низкий тембр голоса может услышать даже сидящий в последних рядах зритель. Во-вторых, не отличающаяся стройностью, Екатерина очень пластична. С легкостью исполняет танцевальные «па», предусмотренные по сюжету спектакля.
- Это у меня от природы, - замечает актриса, - еще когда я занималась в народном ансамбле эстрадного шоу-танца «Променад», на отчетных концертах я не только танцевала. Меня всегда выбирали играть драматические роли.
У многих за плечами своя школа жизни. У Екатерины она тоже имеется.
Родилась Мурашкина в Волгограде. Когда Кате исполнилось 10 лет, мама, решившая устроить свою личную жизнь, отправляет её к бабушке в Самарканд. Любовь Васильевна Лушина (бабушка Кати), отработав на заводе «Кинап», не стала возвращаться на родину в Пензу, а оформив опекунство над внучкой, стала активно заниматься воспитанием ребенка. Растила, как говорят, «гармонично развитую личность».
После очередного культпохода с бабушкой в театр, Катя поняла, что хочет работать именно здесь. По окончании школы, услышав, что в училище искусств открывается актерский курс, решила попробовать свои силы. Но не учла одного: курс был создан специально для молодых кадров, уже работающих в театре. Пришлось оканчивать Самаркандский пищевой техникум. С дипломной корочкой на руках Екатерина поехала в родной Волгоград. Работы по специальности не нашлось, поэтому устроилась санитаркой в больницу и стала жить на съемной квартире. Трудности дали о себе знать, и родной город оказался не таким приветливым, как Самарканд, где внучку ждала заботливая бабушка. И Мурашкина вернулась обратно. Вскоре устроилась в театр костюмером - вот где пригодилось детское увлечение вышивание бисером, вязание и другие навыки рукодельного творчества.
Выйдя в декретный отпуск, дабы не терять работу, она зачисляется в группу актеров-разовиков, благо и тут выручила бабушка в воспитании дочки. Сегодня уже 10-летняя Кристина помогает маме нянчиться с полуторагодовалым братиком, так как в мае прошлого года бабушка, заменившая Екатерине мать, покинула этот мир.
- Из первого декретного отпуска ты вернулась в костюмерный цех. Как получилось, что ты все-таки стала актрисой?
- К этому подтолкнула Людмила Алексеевна Карабаева, будучи в то время директором театра. Она знала меня с детства, верила в мои драматические данные. Прослушав меня, главный режиссер, заслуженный работник культуры РУз Вячеслав Бродянский сразу поручил мне роль Кота в сапогах в сказке «Новогодний бал для Золушки». Надо отметить, что он только так «гонял» начинающих актеров. Бродянский отправил меня с еще одним молодым кадром пробежать 10 раз вокруг театра. Когда я, запыхавшись, вернулась в зал, одолев только седьмой круг, он спросил: «Запомнила это состояние? Вот с таким настроем ты должна выходить на сцену».
Так, с 2012 года Екатерина Мурашкина была включена в состав актеров вспомогательного состава. В январе следующего года решением руководства театра переведена актрисой второй категории. И, буквально, через три месяца - за хороший профессиональный рост - она уже в составе актеров 1-й категории.
- Как коллектив воспринял тебя в новом качестве?
- Весьма неоднозначно. То ли дело ты обслуживающий персонал, другое – когда ты находишься на одной сценической площадке с примами, имеющими колоссальный профессиональный опыт. Спектакль «Курица» из репертуара нашего театра как раз про это – взаимоотношения новичков с устоявшимися многолетними традициями.
В становлении как актрисы, по словам Екатерины, очень помогла коллега Светлана Шаруда, доходчиво объясняя и показывая, что должна делать Мурашкина в той или иной мизансцене. Шаруду Екатерина называет наставником.
Сегодня Е. Мурашкина активно занята почти во всех постановках детского и взрослого репертуара. Ее героини и герои(!) всегда комичны. Взять ту же Жучку-следопыта из «Репки-шоу», Хавронью Никитичну в «Кошкином доме». Даже Фея из «Принцессы и Дракона» в исполнении Мурашкиной вызывает неподдельный смех у зрителей. Но самое точное попадание в образ – роль Насти-растеряхи – в «Чур, меня!». Хороша Екатерина и в мужских образах: это самовлюбленный Тытхык из «Волшебного меча» и Санта Клаус в новогодней сказке «Это наш Дед Мороз».
По плечу актрисе оказались роли в спектаклях для взрослых. Зритель отмечал ее служанку-негритянку в «Жене-лгунье», медсестру Вилли в «Странной миссис Сэвидж», хористку в «Играем Чехова». Незабываем образ Джаннатой в спектакле «Пять жён Насреддина», а также Марьям в «Виновата любовь».
В спектакле «Скват» Е. Мурашкина дебютировала в возрастной роли, сыграв консьержку Терезу де Сильва. Немолодая дама, имея великовозрастного сына, получилась сатирически-гротескной и эмоциональной. Актриса смогла донести до зрителя чувства тревоги матери за взрослого сына, которые порой доходят до абсурда, а потому выглядят комично.
У каждого актера есть своя заветная мечта – сыграть главную роль в классическом спектакле. У Екатерины это - Лариса Огудалова из пьесы А. Островского «Бесприданница». Возможно, потому, что, как кажется актрисе, судьба героини в чем-то созвучна с ее…
Время показало, что у актрисы Екатерины Мурашкиной огромный потенциал. Она еще может удивить и зрителей, и коллег своими творческими способностями, неординарным подходом к исполняемым ролям.
Лариса САДЫКОВА.