Его оценил Абдулла Каххар…

В эти дни общественность нашей республики широко отмечает 100-летие со дня рождения известного узбекского прозаика, драматурга, публициста, критика и переводчика, Героя Узбекистана, Народного писателя Саида Ахмада. Своими публицистическими статьями, реалистическими повестями и романами, искромётными комедиями он занял достойное место в современной узбекской литературе. Особенно он был известен как неповторимый мастер сатиры и юмора.

Саидахмад Хусанходжаев родился 10 июня в Ташкенте  в семье служащего. Окончив среднюю школу в 1937 году, продолжил образование в Ташкентском педагогическом институте.  

Свою творческую деятельность он начинал как журналист-очеркист, работая в газетах «Ёш ленинчи», «Кизил Узбекистон», журналах «Муштум», «Шарк юлдузи» и в Государственном комитете телерадиовещания Узбекистана.

Его первый юмористический рассказ «Кизикувчан» («Увлечённый») был напечатан в 1936 году в журнале «Муштум». В 1940 году появляется первый сборник рассказов писателя – «Совга» («Дар»). Писатель Абдулла Каххар, будучи наставником творческой молодёжи, подверг этот сборник резкой критике. Мастер отмечал, что автор безответственно относится к своим произведениям, в которых отсутствуют содержание и цель, и потому они получились бессмысленной «кашей слов». Так начиналось вхождение молодого писателя в литературу.

Трудный жизненный путь

Жизненный путь Саида Ахмада был насыщен всевозможными трудностями. В 50-е годы он был обвинён как «враг народа» и арестован. Произведения Саида Ахмада перестали печатать. Жену Саиду уволили с работы. Но писатель не сломился духом и мужественно перенёс жизненные невзгоды.

Основной этап творческого пути Саида Ахмада начинается после 1956 года. В этот период писатель создал немало рассказов, которые по содержанию можно разделить на две группы. Такие рассказы, как «Бахор гуллари» («Весенние цветы»), «Хазина» («Сокровище»), «Бахт ёлкини» («Огни счастья»), вошедшие в первую группу, характеризуются глубоким лиризмом.

В рассказе «Весенние цветы» выражены мысли и чувства героя, прикованного к постели из-за войны. Раскрывая пламенность и искренность чувств женщины, верность своей семье, Саид Ахмад легко находит путь к сердцу читателя.

В рассказах, составляющих вторую группу, на первое место выходит сатирическая направленность. К этой группе относятся такие рассказы, как «Чул бургути» («Степной беркут»), «Чул шамоли» («Степные ветра»), «Хинд ракси» («Индийский танец»), «Колбаса-кори», «Урик-домла». Благодаря обилию метких остроумных фраз и гротеска, эти рассказы становятся необычайно притягательными. В них он доказывает, что при помощи тонкого юмора можно высвечивать прекрасные стороны жизни, яркие качества людей. Своими маленькими сатирическими произведениями Саид Ахмад заложил основы весёлого театра миниатюр на узбекском радио и телевидении.

От «Горизонт»а до «Тишины»

Роман «Уфк» («Горизонт»), написанный в 1964 году, явился самым большим достижением писателя на втором этапе его творческого пути. Эта трилогия состоит из книг «Кирк беш кун» («Сорок пять дней»), «Хижрон» («Разлука»), «Уфк бусагасида» («На горизонте»). В ней автор возвеличивает героизм сельчан в тылу в годы войны, великодушие и добросовестность, самоотверженность и трудолюбие, присущие узбекскому народу.

 «Горизонт» принёс Саиду Ахмаду большую славу. Произведение издавалось трижды на узбекском, каракалпакском, казахском, литовском, русском языках. Телепостановка трилогии два дня демонстрировалась на московском телевидении, по её мотивам в театре имени Хамзы был поставлен спектакль.

Роман получился настолько удачным, что Абдулла Каххар, который когда-то резко критиковал молодого писателя, в своей статье «Плоды вдохновения и мастерства» (1965), даёт такую положительную оценку произведения: «Когда Саид Ахмад много лет назад взял в руки танбур и провёл по струнам, то увидев ростки его мастерства, мы мечтали, что он станет искусным музыкантом и ещё сыграет хорошую мелодию. Эта мечта теперь становится явью. «Горизонт» - это его мелодия, исполненная вдохновенно и мастерски».

Этап зрелости творческого пути Саида Ахмада, характеризуется ещё более плодотворными проявлениями его таланта. Это становится особенно заметным в его романе «Жимжитлик» («Тишина», 1988). В произведении были развенчаны негативные явления периода застоя - порочные стороны общества, злоупотребления руководителями своим служебным положением, коррупция и другие недостатки режима.

Более тысячи раз на сцене

Саид Ахмад завоевал широкую популярность читателей и благодаря таким комедиям, как «Келинлар кузголони» («Бунт невесток»), «Фармон биби аразлади» («Фармон  биби  обиделась»)  и «Куёв» («Жених»).

«Бунт невесток» сразу после выхода поставила имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы. Комедия узбекского драматурга была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты три художественных фильма - дважды киностудией «Узбекфильм» и один - Лаосской киностудией.

Пьеса, рассказывающая о жизни многодетной узбекской семьи, в которой под одной крышей проживают 7 сыновей с женами и около 30 внуков, более тысячи раз разыгралась на сцене Узбекского академического театра имени Хамзы. Комедия была поставлена даже в Америке бухарскими евреями.

В последние годы жизни Саидом Ахмадом была написана книга «Йукотганларим ва топганларим» («Когда потерял и что нашел»), состоящая из воспоминаний, в которых автор создаёт эмоционально-яркие образы Абдуллы Каххара, Гафура Гуляма, Айбека и других художников. В этих воспоминаниях перед читателем встаёт и яркий образ преданной спутницы жизни Саида Ахмада, писательницы Саиды Зуннуновой. В годы репрессии на Саиду-опа оказывалось немало давления, но она осталась преданной своему мужу и потому заслуживает большого уважения. От этого брака родилась дочь - Нодира Хусанходжаева.

Саида Ахмада не стало 5 декабря 2007 года, похоронен он был в городе Ташкенте.

Заслуги писателя были высоко оценены государством. Он был награжден медалью  «Шухрат» (1994), орденами «Дустлик» (1995) и «Буюк хизматлари учун» (1997). Саид Ахмад также является Народным писателем и Заслуженным деятелем искусств Узбекистана. В 1999 году ему было присвоено звание Героя Узбекистана.

10 июня 2013 года в Национальном парке Узбекистана в Ташкенте был установлен памятник Саиду Ахмаду и Саиде Зуннуновой.

Штрих к портрету

Писатель любил много шутить. В поездках по республике его сопровождал самый близкий ученик, Народный писатель Уткур Хашимов. Однажды они побывали на малой родине Саида Ахмада – в Ёзёвонском районе Ферганской области.

Как вспоминал потом У. Хашимов, руководитель района, в знак огромного уважения к творчеству С. Ахмада, решил поставить памятник в райцентре, который обошелся бы в 10 тысяч долларов США. Тогда писатель ответил ему: «Вы зря потратили столько средств. Я пенсионер, дома делать мне нечего. Если бы сказали раньше, то я ежедневно по 3-4 часа сидел бы здесь на постаменте и люди увидели бы живого Саида Ахмада. А те деньги, которые потратили на мой памятник, отдавали бы мне ежемесячно, как зарплату».    

Саид Ахмад неоднократно бывал в Самарканде. Каждая встреча писателя с самаркандцами была ярким запоминающимся событием и, конечно, не обходилась без смешных эпизодов. Помню случай, когда он встретился со своими поклонниками в Кошрабадском районе в конце 90-х.

Открывая встречу, тогдашний руководитель района Мансур Кушбоев, говоря о высоком госте, неоднократно подчеркивал, что Саид Ахмад является Народным поэтом республики. С. Ахмад не выдержал и осторожно возразил: «Я не поэт, я - писатель, пишу романы и пьесы». К слову, М. Кушбоев сразу вышел из положения, ответив ему: «Саид-ака, вы перед этими людьми можете считать себя поэтом, потому что писатели те, которые сидят в первом ряду прямо перед вами, они уже столько написали, измучив меня…». В зале все смеялись.

К 100-летию Саида Ахмада Национальным агентством «Узбеккино» был снят многосерийный художественный фильм о жизни и творческом пути писателя и его супруги Саиды Зуннуновой «Сабру - Садокат» («Терпение и Преданность»), который в эти дни демонстрируется на телеканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана.

Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.