Его называли Гомером узбекского народа
В текущем году исполняется 150 лет со дня рождения известного представителя фольклорного искусства республики, народного сказителя – бахши, уроженца Булунгурского района Фазыла Юлдаш оглы.
В 1872 году в селе Лойка Туркестанского генерал-губернаторства (на территории нынешнего схода граждан «Сохибкор» Булунгурского района), в семье народного сказителя Тухтамурода родился сын. Родители дали ему имя «Фазыл», что означает «умный», «способный», «талантливый», и не ошиблись с выбором.
Был неграмотным, но знал 40 дастанов…
Будущий бахши очень рано осиротел, пережил трудное детство. Сочинять и исполнять дастаны он учился у своего отца, у которого перенял традиции и репертуар.
Фазыл в детстве сталкивается с тиранией домбры. Отец умер, когда будущему поэту исполнилось всего четыре года. Через три года после смерти отца его мать по воле своих братьев уехала из села. Она была не в силах платить за аренду жилья. Семи летний Фазыл остался один, работая на побегушках у местных богачей Искандара, Одилбоя, Шодиёра, Дониёра. Жил в сараях этих баев. Из-за жадности хозяев здесь ему не хватало даже еды. Фазыл не любил вспоминать и говорить о прошлом. Когда его спрашивали о детстве, он отвечал кратко: «Не помню тех дней».
Хотя жизнь в те дни была трудной, но в сердцах простых людей сохранялись доброта и благородство. Одним из таких людей был будущий тесть Фазыла - Юлдаш бобо Маматкулов. Дедушка Юлдаш, повидавший многое в своей жизни, взял молодого Фазыла под свою опеку, последний находит свое счастье в этом доме, женится на его дочери. Творческая среда в этом доме сыграла важную роль в становлении Фазыла как поэта. В знак огромной благодарности к своему опекуну, Фазыл берет его фамилию и теперь зовется «Юлдаш оглы».
Хотя Фазыл Юлдаш был неграмотен, он обладал исключительной памятью и талантом, создавал свои варианты эпических сказаний, сохраняя при этом народный эстетический идеал.
Известный ученый и фольклорист, доктор филологических наук, профессор Ходи Зарифов писал об этом известном народном сказителе: «Добродетельный поэт-сказитель отличается знанием наизусть около 40 дастанов из устного литературного наследия прошлого. Его по праву можно назвать Гомером узбекского народа».
«Алпамыш» из уст Фазыла Юлдаша
Народный эпос тюркоязычных народов поэма «Алпамыш», 1000-летие которой широко отмечалось в нашей стране несколько лет тому назад, до нас дошла именно в редакции этого сказителя. В 1928 году Махмуд Зарипов записал эту поэму из уст Фазыла Юлдаша оглы. Это эпическое сказание о богатыре Алпамыше и его подвигах, сложившееся в ХIV – ХVII веках, когда народы Средней Азии вели ожесточенную борьбу против колониальных захватчиков и правителей.
Главные герои произведения - Алпамыш и Барчин - наделены лучшими человеческими качествами - бесстрашием, силой воли, преданностью своему народу. Дастан отличает яркий национальный колорит, богатство изобразительных средств и приемов.
«Алпамыш-Батыр» известен и популярен и у других тюркоязычных народов: каракалпаков, татар, башкир, алтайцев, казахов и других.
В 40-е годы минувшего столетия известный поэт Хамид Алимджан неоднократно беседовал с Фазылом Юлдаш оглы, изучал его творчество, в том числе и поэму «Алпамыш».
- Народные сказители Пулкан бахши, Берди бахши и другие также пели эту поэму, но среди них вариант Фазыла Юлдаш оглы особо отличается простотой языка, последовательностью событий и совершенством, - сказал тогда Хамид Алимджан. – Он всю жизнь пел этот народный эпос. Основной идеей эпоса являются борьба народа за независимость, утверждение справедливой и мирной жизни.
Эпопея «Джизакское восстание»
Эпопея поэта-бахши «Джизакское восстание» отличается правдивым, ярким и художественным описанием событий восстания 1916 года против режима царской России. Эти события, которые положили начало национально-освободительной борьбе узбекского народа, автор видел непосредственно своими глазами.
«Джизакское восстание» было опубликовано во времена тоталитарного строя, поэтому в эпопею было внесено множество изменений и сокращений.
Важным источником по исторической географии Самарканда может стать и эпос поэта-бахши «Очил дов». Этот эпос известного бахши также был записан Ходи Зарифом и опубликован в прошлом веке в сборнике дастанов под названием «Дастагул».
В эпосе рассказывается о национально-освободительной борьбе, долгие годы тоталитарного строя именуемой «басмачеством». Главный герой эпоса Очил дов ведет непримиримую борьбу против большевиков, которые называют его «басмачом». Это произведение сегодня считается важным источником по истории национально-освободительной борьбы в Самарканде.
В произведении также представлена богатая информация об исторических событиях и местах Булунгурского, Джамбайского, Пайарыкского, Акдарьинского районов, Бахмальского, Галляаральского районов Джизакской области, о селах Килдон, Мугол, Чуянтепа, Каптархона, Соболок, Ингичка, Ходжамазгил, Каракурсок, Чуянгал, Октепа, находящихся в Булунгурском районе. Есть сведения и об участниках национально-освободительного движения, которые жили в этих селах и сражались бок о бок с народным героем Очил Дов.
Отметили юбилей и при жизни
В 1947 году, широко отмечалось 75-летие Фазыла Юлдаша. Мероприятие прошло в школе села Лойка, где жил поэт.
«Торжество посетили многие поэты, писатели и литературоведы из Ташкента, которые тепло поздравили его с 75-летием, - вспоминал организатор Дома-музея поэта Мелибой Рахимов. - В то время я работал в этой школе учителем. На церемонии под аплодисменты я прочитал свое стихотворение, посвященное юбиляру. После чего, ко мне пришел известный писатель Аскад Мухтар и сказал: «Фазыл Юлдаш оглы – это неповторимый талант нашего устного народного творчества. Необходимо беречь его, изучать его бесценное наследие.»
По воспоминаниям М. Рахимова, Фазыл Юлдаш оглы был мужчиной среднего роста, подвижный и крепкий, любил гулять в одиночестве. Он носил тельпак, т.е. шапку, сшитую из шкуры ягненка, легкий халат из бекасама с желтой полосой и всегда ходил в махси-галошах. Поэт сказитель старался подтверждать свое мнение народными пословицами и афоризмами.
Следует отметить, что Фазыл Юлдаш оглы был не только народным сказителем древних дастанов, но и сам устно сочинял подобные произведения. Ярким примером тому являются стихи и поэмы «Маматкарим полвон» («Богатырь Маматкарим»), «Кунларим» («Мои дни»), «Илат ботир» («Элат богатырь»), «Ота насихати» («Наставления отца»), «Эр йигитлар, майдонга!» («Вперед, джигиты!»), «Жахон тинглагай» («Пусть слушает мир!»), «Болаларимга» («Моим детям»), «Пушкинга» («Пушкину»), «Зулфизар билан Авазхон» («Зульфизар и Авазхон»), «Малика Айёр» («Принцесса Айёр») и другие.
За выдающиеся заслуги в развитии узбекской литературы поэт-сказитель был удостоен одной из самых высоких наград бывшего Советского Союза - ордена Ленина.
Будет праздник и в Булунгуре...
В настоящее время в Булунгуре идет подготовка к проведению юбилейных мероприятий Фазыла Юлдаш оглы.
Хоким области Эркинжон Турдимов посетил Булунгурский район с целью ознакомления с ходом подготовки к празднованию 150-летия со дня рождения знаменитого бахши. Он побывал на проспекте Фазыла Юлдаша в центре района, посетил дом-музей, который расположен на территории схода граждан «Сохибкор», где поэт родился и вырос..
Дом-музей поэта был построен в 1989 году по инициативе ученика народного сказителя, который впоследствии написал поэму о своем учителе «Умидли сукмоклар» («Тропинки надежды»).
Дом-музей обогащен экспонатами, рассказывающими о жизни Фазыла Юлдаша, книгами о его творчестве, которые собрал М. Рахимов. Сын Мелибоя - Надир Рахимов - на протяжении нескольких лет ведет здесь работу по сохранению материального и творческого наследия известного народного поэта.
В заключение уместно вспомнить слова Шавката Мирзиёева, сказанные на встрече с избирателями Самарканда в 2021 году: «Несравненны заслуги Фазыла Юлдаша оглы в сохранении узбекского фольклора и передаче его будущим поколениям. Нам необходимо принять практические меры по всестороннему изучению и популяризации наследия наших знаменитых дедов-бахши, в том числе по обновлению их домов-музеев. В 2022 году исполнится 150 лет со дня рождения Фазыла Юлдаша. Приняв особое решение об этой исторической дате, мы проведем ее как литературно-духовный праздник, ведь именно на этом знаменитом языке бахши был написан эпос «Алпамыш», являющийся нашим духовным достоянием.»
Ёрмамат РУСТАМОВ,
член Союза писателей Республики Узбекистан.