Его ждут ученики
Устное народное творчество является подлинным сокровищем любой нации, поэтому его популяризация имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения в духе любви к Родине, уважения к вековым духовным ценностям и национальным традициям. Вот уже более 30 лет в этом направлении работает Сайим Эргашов - руководитель кружка бахши при Нурабадском районном отделе культуры.
История искусства бахши уходит в глубину веков и трудно установить какое-то конкретное время его возникновения. Одно можно сказать определенно – поэмы бахши сохранили до наших дней мечты и чаяния народа, его страдания, радости. Порой они, точнее исторических источников повествуют нам о событиях давно минувших дней, любви и ненависти живших в прошлом поколений.
Наверное, это и вдохновило Сайим-ака, когда-то в юности услышавшего пение бахши и загоревшегося идеей стать его учеником. В его родном исполнение бахши на свадьбах, других торжественных мероприятиях сопровождалось звуками домбры. Лилась музыка, и слушатели становились «живыми свидетелями» подвигов Алпомыша, любви Тахира и Зухры, приключений Гуругли.
Прошли годы ученичества, и сегодня Сайим-ака сам продолжает вековые традиции бахши, учит секретам мастерства молодых…
Дастаны, поэмы передавались от поколению к поколениям устно и не записывались. Научный интерес к творчеству бахши в нашей стране активизировался в 50-е годы прошлого века. Такие ученые, как В. Жирмунский, Х. Зарифов, академик Т. Мирзаев, фольклороведы М. Афзалов, М. Саидов, М. Муродов, Б. Саримсоков и другие собирали, записывали дастаны в исполнении бахши. Поэмы подвергались историческому, лингвистическому, литературоведческому, текстологическому анализу, устанавливалась приблизительное время их возникновения.
- В годы независимости искусство бахши в нашей стране, можно сказать, получило новую жизнь, - говорит С. Эргашов. - Учреждено почетное звание «Народный бахши Республики Узбекистан», отмечалось 1000-летие известного во всем мире эпоса «Алпомыш». В различных городах и районах страны открыты школы бахши, на базе детских школ музыки и искусства дети узнают все тонкости исполнительского мастерства сказителей. Издаются книги, фотоальбомы, каталоги, снимаются документальные фильмы, выходят телепередачи и т.д. Это, безусловно, радует.
Сам Сайим-ака старается строго следовать творческим наставлениям учителей. Главное, чему он уделяет внимание – воспитать достойных учеников, которым будет по силе обеспечить преемственность наших традиций.
- «Алпомыш», «Гуругли», «Кунтугмыш», «Рустамхон», «Муродхон», «Мискол Пари», «Хасанхон», «Авазхон», «Равшан», «Интизор», «Эрали», «Ойсулув» и многие другие эпосы заняли прочное место в сердце народа, - продолжает Сайим Эргашов. – Дастаны – это наша история, мелодия судьбы народа, а сказатели-бахши – это золотая цепь между предками и потомками. Продолжить эту преемственность требует от бахши самоотверженности.
Труд бахши действительно сложен. Здесь нужны не только талант, слух и голос. Необходимо быть мастером и импровизатором рассказа, искусным музыкантом. Бахши должен знать жизнь и быт своего народа, культуру, историю родного края. Он обязан владеть словарным багажом, умело использовать все формы народного живого языка, игры слов и их орнаментику. Все эти вопросы обсуждает с учениками в своем кружке Сайим Эргашов.
- Основная задача исполнителя – заинтересовать слушателя, увлечь рассказом, - продолжает С. Эргашов, - а это требует от бахши-шаира постоянного совершенствования мастерства. Тут потребуются актерские способности, ведь приходится перевоплощаться в каждого из своих героев. Если я смогу передать это моим ученикам, то считаю свою миссию исполненной.
В декабре 2021 года в рамках 16-ой сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО искусство бахши включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как элемент нематериального культурного наследия Узбекистана. Это еще раз подчеркивает непреходящее значение творчества наших сказителей, их бессмертных дастанов.
За вершинами Нурабадских гор появляется солнце. Наступает еще один день. Лауреат международных фестивалей фольклорного искусства Сайим-бахши Эргашов, взяв свою домбру, спешит в школу, где его ждут ученики. Он знает, что среди них есть ребята, которым можно доверить дальнейшую судьбу искусства бахши.
Шухрат АНОРОВ.
Фото из архива С. Эргашова.