ЕБРР, гражданское общество и проблемы развития Самарканда
Европейский банк реконструкции и развития на прошедшем 32-м заседании Совета директоров в Самарканде объявил о создании комитета по работе с гражданским обществом. И хотя ЕБРР всегда позиционировал себя как банк, уделяющий особое внимание проблемам демократии и социально-экологическим вопросам, связанным со своей инвестиционной деятельностью, постоянно действующий комитет повышает возможности к налаживанию полноценного диалога с местными сообществами. Поэтому у представителей гражданского общества Узбекистана, в том числе Самарканда, был прекрасный шанс поговорить об этом взаимодействии, тем более что наш древний город присоединился к программе ЕБРР «Зеленые города».
- Экологическая и социальная политика банка придерживается строгих правил, - отметила руководитель отдела партнерства с частным сектором и взаимодействия с гражданским обществом ЕБРР Олена Коваль. - ЕБРР заведомо не финансирует проекты, противоречащие национальным законам, обязательствам стран по соответствующим международным договорам, конвенциям и соглашениям, круг которых определяется в ходе предварительной оценки проекта. ЕБРР привержен соблюдению прав человека в финансируемых им проектах, а значит, мы стараемся требовать от клиентов в их предпринимательской деятельности уважать права человека и устранять неблагоприятные риски, вызванные предпринимательской деятельностью клиентов. Приоритетом в работе с гражданским обществом для ЕБРР является подотчетность.
На данном форуме было объявлено о выделении долгосрочного суверенного кредита ЕБРР в размере до 49 миллионов долларов США государственному предприятию SamarqandYo'lovchiTrans, которое будет отвечать за эксплуатацию нового парка электробусов. Средства будут направлены на приобретение порядка 100 электробусов с зарядными устройствами, а также на создание необходимой инфраструктуры, включая депо для электробусов, электроподстанцию, административные здания и, эксплуатационно-технические объекты.
Проект ЕБРР, безусловно, нацелен на повышение качества воздушной среды нашего города, снижение вредных выбросов в атмосферу, а также общую безопасность и эффективность городского транспорта, создание новых рабочих мест. И жители Самарканда, конечно, приветствуют эту инициативу, главное, чтобы она не усугубляла ту ситуацию, в которой сейчас находится наш город.
Отмечу, что быстрые темпы роста населения в Самарканде (с 391 тысячи в 1991-м и 551,7 тыс. человек в 2021-м году, а также объявленном городе-миллионнике), увеличение за последние годы количества частного транспорта, стремительный рост жилищного и других видов строительства, резкое изменение состояния окружающей среды бросают серьезные вызовы обществу, устойчивому развитию города, создавая ряд проблем, которые решаются зачастую точечно, без комплексного подхода.
Тревогу вызывает и тот факт, что Самарканд, являясь одним из древнейших городов планеты и насчитывая 2700-летнюю историю, в связи с бурной урбанизацией теряет объекты культурного наследия, представляющие историческую и художественную ценность.
Об отсутствии комплексного подхода к городскому развитию не раз писалось в нашей газете. Казалось, что проблема точечной застройки, которая способствует искажению облика городского пейзажа и угрожает исключением Самарканда из Всемирного списка ЮНЕСКО, была услышана и понята, но увы, сегодня самаркандцы опять наблюдают строительство в охраняемых исторических зонах. Например, на месте бывшего завода «Алпомыш», на улице Озод шарк, за крытым рынком и других.
В настоящее время в Самарканде реализуются крупные проекты развития: «Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в городе Самарканде» с Французским агентством развития; «Модернизация инфраструктуры в г. Самарканде» с Абу-Дабийским фондом развития и, наконец, инициатива ЕБРР «Зеленые города». К сожалению, ни по одному проекту на сегодняшний день не было проведено ни одной общественной консультации, встречи с представителями самаркандских ННО, активистами. Общественность информируется постфактум, когда уже приняты решения властями, подписаны какие-либо договора, проведены встречи с международными экспертами и представителями фондов.
Ни по одному проекту нет интерактивных информационных площадок для обратной связи с населением, отсутствуют какие-либо инструменты (телеграм-боты, телефоны доверия и другие) для оказания правовой поддержки гражданам в случае нарушения их прав во время реализации проектов развития города.
Строительство жилых комплексов, развитие промышленных предприятий нередко в жилых зонах создает определенную нагрузку на сферу коммунального хозяйства, энергосистему и газообеспечение, инфраструктура которых сильно изношена. К примеру, вызывает определенные опасения строительство депо для электробусов, которое планируется создать среди строящегося многоэтажного жилого массива.
Широкая общественность не имеет возможность загодя ознакомиться со стратегическим документом развития города на ближайшую перспективу, а значит, люди живут в постоянной неопределенности за свое будущее, под страхом постоянного сноса малоэтажной недвижимости. Периодически проводимые пресс-туры и пресс-конференции не отражают в полной мере реальные планы властей по изменению облика города, зачастую эти планы по прошествии времени кардинально меняются.
Застраивание жилыми и промышленными объектами прибрежных территорий реки Зеравшан, каналов и коллекторов, а также отсутствие должного контроля над деятельностью промышленных объектов в Самарканде приводят к загрязнению канализационными и промышленными стоками водных источников. Есть факт, когда под прикрытием закатывания в бетонные трубы открытых участков естественных коллекторов Чашмы и Сиабчи в них была подведена труба центральной городской канализации. Из-за сбоев в электрообеспечении происходит регулярный сброс неочищенных стоков из нескольких канализационных насосных станций города в ближайшие природные коллекторы. Данные водные артерии формируют оросительный канал Сиаб, который используется для полива полей и садов фермерских и подсобных хозяйств Самаркандского, Тайлякского, Акдарьинского районов.
Имеется серьезная проблема отсутствия должного санитарного контроля городского мусорного полигона, находящегося в непосредственной близости к жилому массиву «Кимегарлар» и рядом протекающего оросительного канала Даргом. Данный канал подпитывается грунтовыми водами, проходящими под полигоном. Есть обоснованные опасения загрязнения данных вод высокотоксичным фильтратом.
Все эти проблемы, конечно, невозможно решить одним проектом ЕБРР «Зеленый город», но хотелось бы предельной ясности по решению этих вопросов от представителей госорганов и частного бизнеса. Ведь это наш город, а не Французского фонда развития или того же ЕБРР, которые выделяют кредиты, а не подарки. Кредиты нужно потом возвращать государству, то есть нам, его гражданам, и хотелось бы, чтобы инвестиции работали во благо общества, его процветания, а не наоборот.
Анастасия Павленко.
Фото автора и сети Интернет.