Духовный дом армян отмечает 120-летие
С раннего утра у входа в Армянскую апостольскую церковь Святой Богородицы яблоку негде упасть. Одни приводят в порядок двор, другие готовят. Спустя время прозвучал звон колоколов и прихожане, выстроившись у главного входа, с замиранием сердца ждали его – духовного наставника всех армян - архиепископа Езраса Нерсисяна.
Вместе с Езрасом Нерсисяном, который возглавляет Российскую и Ново-Нахичеванскую Епархию Святой армянской апостольской православной церкви, в Узбекистан приехали священнослужители, представители науки и культуры, представители делового сообщества.
Пастырский визит архиепископа Езраса Нерсисяна в нашу страну начался в Ташкенте. В столице глава российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) встретился с митрополитом Ташкентским и Узбекистанским Викентием, а также с председателем Управления мусульман Узбекистана Нуриддином Холикназаровым. В ходе встречи священнослужители поговорили о роли религиозных организаций в сохранении мира и взаимопонимания между представителями разных народов. Стороны подчеркнули многовековую дружбу между армянским и узбекским народами. В столице архиепископа и сопровождающую его делегацию также тепло встретила местная армянская община.
Стоит отметить, что основной целью визита Езраса Нерсисяна в Узбекистан - принятие участия в торжественных мероприятиях по случаю 120-летия церкви Святой Богородицы в Самарканде. Заглянув в историю создания этой церкви, понимаешь, что ее истоки тянутся с 1897 года, тогда в Самарканде проживало всего 149 армян, при этом большая часть из них, а именно 123 - мужчины. Именно благодаря этим отважным представителям армянской диаспоры удалось добиться ходатайства об открытии в Самарканде молитвенного дома. Из архивных источников известно, что 31 октября 1898 года священник Геворг Захарьянц получил соответствующее разрешение. В июле 1903 года попечительский совет получил все необходимые документы как самаркандских, так и ташкентских властей. Отмечается, что в это время пришла и долгожданная бумага из Астрахани. Армянская община с огромным энтузиазмом взялась за строительство своего молитвенного дома. Первым священником этого молитвенного дома стал Рубен Бекгульянц, внесший наибольший вклад в осуществление проекта.
«Армяне всегда были культурной нацией, и я всегда относился к ним с особенным уважением, ценя в них ревностное стремление к просвещению и развитию своих культурных способностей», - писал генерал-лейтенант Русской императорской армии, губернатор Туркестанского края Д. И. Суботич.
- До 1939 года жизнь в нашем духовном доме кипела: здесь крестили и венчали, отпевали и отмечали церковные праздники, учили детей армянской истории и культуре, - говорит староста Армянской апостольской церкви Святой Богородицы Артур Алексанян. - Все изменилось в августе 39-го. Церковь была закрыта и передана под общежитие сельхозинститута. Затем у здания бывшей армянской церкви менялись хозяева, вывески, располагавшихся здесь организаций. Тогда армяне даже не мечтали о возрождении храма. Однако с обретением Узбекистаном независимости, появилась надежда на возрождение.
В то время в нашей области проживали более 10 тысяч армян, что сподвигло к созданию в Самарканде национального культурного центра «Луйс» («Светоч»). Но, поскольку за годы запрета религиозной деятельности армянская диаспора в значительной степени утратила свои национальные корни, поэтому представители культурного центра обратились к духовному лидеру армян - католикосу Вазгену I и попросили его прислать в Самарканд священнослужителей. Просьба была уважена и весной 1991 года сюда прибыли два посланника Эчмиадзина – священники Тер – Артак и Тер – Аветис. Они крестили детей, проводили обряды венчания и отпевания, справляли религиозные праздники, знакомили местных армян с канонами Армянской апостольской церкви.
Лишь после того, как духовная жизнь немного окрепла, армянская диаспора обратилась к властям с просьбой вернуть им здания бывшей церкви.
- Два с лишним года ушло на реконструкцию молельни и пристройку колокольни, отделку интерьера и благоустройство окрестной территории, - продолжает Артур Алексанян. - Из Еревана были привезены хрустальные люстры, из Воронежа - комплект колоколов. Тогда же на одном из самаркандских заводов был отлит стокилограммовый бронзовый крест. Интерьер храма оформили местные художники Павел Аракелян и Анатолий Полянцев. Отмечу, что во время строительной работы в Самарканд приезжал священник Тер-Григор (Армен Маркосян), осветивший нашу церковь. Кстати, именно он в дальнейшем и стал первым настоятелем. Благодаря этому удивительному человеку, который в прошлом был профессиональным музыкантом, за короткий срок мы сумели создать церковный хор. 23 мая 1995 года на колокольне церкви наконец-то был установлен крест и подвешены колокола.
По случаю 120-летия Армянской апостольской церкви Святой Богородицы перезвон колоколов был слышен далеко за пределами храма. Глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской апостольской церкви Езрас Нерсисян провел здесь 2,5-часовую литургию. А после побеседовал с прихожанами и благословил их.
- В Самарканде архиепископа встретили тепло: с хлебом, солью. В небо были запущены белые голуби, как символ мира и спокойствия, - говорит пресс-секретарь Епархии Алвард Назарян. - По доброй традиции глава Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой армянской апостольской церкви Езрас Нерсисян подарил присутствующим в церкви детям нательные крестики. На этом визит архиепископа не завершен. Ожидается, что он проведет встречу с хокимом области Эркинжоном Турдимовым, выразит слова благодарности руководству региона, да и в целом страны, за созданные в Узбекистане условия для армянской диаспоры.
Дана ТАГАЕВА.
Фото автора.