«Другие звери» и их сновидения

«Другие звери» покорили самаркандскую публику. Покорили искренней игрой и невероятным талантом импровизации, умением быть органичными в отсутствии сцены, кулис и с минимальным набором театральных средств.

Театр всегда начинается с убеждения зрителя, что он спит с открытыми глазами, писал знаток искусств «Серебряного века» Максимилиан Волошин. Но это не просто сон, это - своеобразное зеркало, в котором зритель со стороны лицезреет самого себя и окружающих. И чем ближе образ к летописи внутреннего «Я» с его поступками и переживаниями, тем охотнее вера в происходящее, тем успешнее спектакль. В этом плане скетчи проекта Муртаса Кажгалеева «Другие звери», которые показали в арт-резиденции Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь», можно считать более чем удачными. Это было настоящее искусство!

Одноактные пьесы не просто развлекли искушенную публику (а в зале было немало завсегдатаев русского драмтеатра), они в какой-то мере помогли осознать самих себя. Запомнилось несколько фраз, сказанных зрителями после выступления: «Спектакль целиком про нашу жизнь» о «Речи отца» (Г. Фуасси), «Зачем она так унижалась?» о «Человеческом голосе» (Ж. Кокто), «Вот и мы вечно лезем наверх со своим барахлом» о «Потерянных» (Г. Фуасси). А сколько осталось невысказанного и неуслышанного? А сколько еще предстоит понять на глубинах подсознания, которое, в отличие от сознания, не забито рутиной бытия, не затоптано суетливыми башмаками?

Возьмем, например, «Сновидения» Р. Джеймса. Пьесу поставил Рустам Мусакулов, он же сыграл в ней вместе с Рафаэлем Бабаджановым. Некие двое оказываются в закрытом помещении и не помнят, кто они и зачем они здесь. Пытаясь определиться и начать действовать, понимают, что не они хозяева своих мыслей и действий, а некто по ту сторону сочиняет все за них. Эти двое совсем запутались между своей, казалось бы, волей и пониманием, что и воля уже не их, а всего лишь трансляция извне. Тогда что происходит? Кому и зачем это надо? Не так ли порой и наша жизнь, которая в голом остатке за вычетом всех навязанных с детства стереотипов и условностей ?

Или «Дуэль», поставленная по пьесе Д. Мёрфи опять-таки Рустамом Мусакуловым. На глазах у зрителя комедия, в которой дуэль происходит по глупейшему поводу и один из дуэлянтов даже не умеет стрелять, вдруг превращается в трагедию. Неожиданно погибают секунданты, остро желавшие не примирения сторон, а смерти одного из дуэлянтов. Так им и надо или стоит задуматься, насколько ныне обыденным выглядит убийство человека?

В анонсе «Другие звери» был заявлен как проект театральных экспериментов, что в какой-то мере отпугнуло некоторых театралов – любителей классических постановок. И зря! Потому что в театральном искусстве, по сути, сейчас невозможно придумать принципиально что-то новое: всё уже случилось в античность и Средние века, проработано в XIX-XX столетиях. И скетчи, так хорошо знакомые зарубежным любителям народных интермедий и эстрадного жанра, сложно назвать экспериментом, особенно для поклонников различных телешоу. Но своеобразный маркетинговый ход совершенно не помешал насладиться великолепным исполнением песен под гитару Ильи Небослова, который создал уютную атмосферу перед спектаклем. Не помешал восхититься превосходной игрой актеров столичного театра «Ильхом» - Юлии Плакиды, Клавдии Безматерных, Умида Рахаталиева, упомянутых ранее Рафаэля Бабаджанова и Рустама Мусакулова. Стоит отметить и артистизм актера-любителя Саидамира Убайдуллаева, который проявил себя еще и как режиссер в «Потерянных». Им всем верили безоговорочно!

Спрашиваю руководителя проекта Муртаса Кажгалеева, почему именно «звери», откуда родилось название?

- Идея возникла более двух лет назад в одном из разговоров с Рафаэлем Бабаджановым – молодым, но очень талантливым артистом театра Марка Вайля, - говорит Муртас, между прочим, гроссмейстер, трехкратный чемпион Казахстана по шахматам, с 2011 года проживающий в Ташкенте. – Начинающим актерам часто дают задания изобразить каких-либо зверей и птиц. Поначалу и мы хотели ставить спектакли именно о животных. Кстати, и поставили, начав с «Носорогов» Э. Ионеско, «Лягушек» Аристофана, но потом расширили тематику. А название предложила Мария Тихомолова, тоже актриса театра «Ильхом». Если помните, у Джеральда Даррелла есть прекрасная книга «Моя семья и другие звери», мы взяли вторую часть названия, которое в нашем случае можно трактовать как люди – это другие звери. Цель проекта – дать возможность опытным и начинающим актерам, режиссерам, драматургам, поэтам, музыкантам реализовать себя в театре. Большие спектакли – это всегда сложно, они требуют много времени и ресурсов, а у нас всё намного проще. У нас дружная команда энтузиастов, с которой можно воплотить самые смелые фантазии в реальность, не нашедшие поддержки в больших театрах. Молодые актеры, драматурги и режиссеры открывают новые грани своего таланта, находясь в постоянном поиске. За два года «Другие звери» выступали на самых разных сценах Ташкента, а прошлой осенью с успехом гастролировали в Алматы (Казахстан).

Сегодня проект существует пока только в Ташкенте, его участники для репетиций и премьер используют гостеприимно предоставленные площадки Eco Cafe и Human House, но, надеюсь, что теперь в их распоряжении будет и арт-резиденция в Самарканде.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.