Другая суть
Законсервированные в стеклянных банках картины, широкоформатные полотна о жизни рынка разнорабочих - «Мардикор базара», расписанные керамические сосуды и кувшины. Все это заставляет взглянуть на изобразительное искусство совершенно по-новому. В арт-галерее Усматбоя открылась выставка «Другая суть», собравшая работы художников двух поколений.
Здесь и керамика художника Антонины Гурьяновой, картины живописца Андрея Кузнецова, коллажи Александра Ананина. Не менее ярко во время выставки заявили о себе и мастера – Озод Негматов, Мунира Султанова, Бекзод Тошпулатов и Хуршид Халилов.
- Выставка – вызов всем нам посмотреть на изобразительное искусство, с другой стороны, - говорит куратор выставки Нормурод Негматов. – Возьмем, к примеру, работы Андрея Кузнецова. Художник в течение нескольких лет совершенствует свои картины. Как результат одна картина трансформируется 10-15 раз. Если посмотреть на нее сбоку, то можно увидеть, что она потихоньку превращается в выпуклую картину.
Самаркандским зрителям представлены и коллажи именитого художника Александра Ананина (ныне покойного). Они интересны тем, как автор «играет» с текстом, графикой и изображениями на фоне исторических сооружений.
Немало ценителей изобразительного искусства собрала экспозиция керамических изделий Антонины Гурьяновой. Опытная мастер умело перенесла живопись на керамику, благодаря чему каждый ее сосуд и кувшин, покрытый глазурью, можно разглядывать часами.
- Я дизайнер и поэтому стараюсь периодически посещать выставки художников, правда ранее посещала их исключительно в Ташкенте, - говорит 26-летняя Мафтуна Марупова. – Самаркандская выставка, на которой я побывала впервые, меня удивила. Раньше считала, что современное искусство можно увидеть только в столице. Каждая работа, представленная на выставке, заслуживает внимания. Однако особенно меня впечатлила серия широкоформатных картин Озода Негматова, посвященных рынку разнорабочих «Мардикор базару».
Полотна Негматова размером 2 на 3 метра впечатляют. На каждой из них можно разглядеть с десяток разных лиц, судеб.
- Базар меня интересовал с детства. Помню, будучи мальчишкой, я часами разглядывал картины Павла Бенькова, посвященные рынкам, - признается 37-летний художник. – Долго думал, как написать картину на эту тему, но так, чтобы она не повторялась. Идея пришла спонтанно, как-то проезжая мимо «Мардикор базара», меня вдруг осенило, что вот она - торговля, хоть и не совсем в привычном понимании. Ведь на рынке разнорабочих тоже ведется бойкая торговля, правда, торгуют здесь не продукцией, а своей, так сказать, энергией. Эта тема меня настолько взбудоражила, что я посвятил ей 18 широкоформатных картин.
Действительно в картинах Озода, в которых переплетается арт-стрит и живопись, можно прочесть целую философию, состоящую из всплеска эмоций, красок и чувств.
Если говорить о картинах Хуршида Халилова, то это палитра красок. На выставке им представлена инсталляция размером 6 х 3 метра, получившая название «Чилля». Как выяснилось, художник на протяжении 40 дней писал одну и ту же картину на разных полотнах, каждый раз добавляя все новые штрихи.
- Хуршид Халилов достаточно известная личность не только в Самарканде, но и во всем Узбекистане, - говорит посетительница Камила Габдирахманова. – Каждая его работа – это новый взгляд на изобразительное искусство. Для меня, как начинающего художника, его произведения бесценны, поскольку в них я вижу себя, черпаю новые знания.
Самаркандских ценителей искусства Хуршид Халилов удивил еще и своей инсталляцией с законсервированными стеклянными банками. Внутри каждой банки художник разместил картины, написанные им в разные годы.
- Идея «законсервировать» свои работы родилась в Бухаре, где мне предстояло выставляться, - говорит Хуршид. - Изучая просторы выставочного павильона, я обратил внимание на достаточно глубокие полки, на которые так и хотелось что-то положить. Затем в голове внезапно промелькнула мысль о консервации музейных экспонатов. Думаю, получилось неплохо.
Зеркальностью во время выставки удивил Бекзод Тошпулатов. В частности, его скульптура, на которой изображены две одинаковые части колонны, смотрится настолько эффектно, будто колонны находятся на поверхности водной глади. Своего зрителя на выставке нашли и работы Муниры Султановой, которая продолжает дело своего отца-художника. Интересно, что она не только пишет картины, но и занимается реставрацией исторических объектов. К примеру, не так давно Мунира, будучи сотрудником Института археологических исследований имени Я. Гулямова, принимала участие в реставрации настенной фрески «Зал послов», бережно хранящейся в музее «Афрасиаб».
Погрузиться в совершенно новый мир искусства на выставке «Другая суть», проходящей в галереи Усматбоя, можно вплоть до 6 марта.
Малика АБАЙДУЛИНА.
Фото автора.