Джамбайская экономика: первые результаты анализа

Об оценке деятельности местных органов управления на основе рейтинга с разделением на "зелёные", "жёлтые" и "красные" зоны я уже писал. Однако, несмотря на то, что критерии оценки нуждаются в совершенстве, всё же они дали огромный толчок хокимам городов и районов для начала поиска путей повышения эффективности отраслей подведомственных территорий, в том числе с опорой на научные учреждения. Так, одним из первых по республике на такой путь стал Джамбайский хокимият, заключивший договор о сотрудничестве с Самаркандским институтом экономики и сервиса.
К каким же первоначальным выводам можно прийти на основе анализа проведённой совместной работы? В первую очередь, следует отметить объективность того факта, что район отнесён к “жёлтой” зоне. Джамбайский район располагает уникальными возможностями для ускоренного социально-экономического развития, но пока этот потенциал мало задействован.
Какие же факторы влияют на то, что огромный потенциал района остаётся нереализованным?
Высокая централизация
Прежде всего, следует отметить высокий уровень централизации управления и низкую возможность принятия региональными руководителями самостоятельных решений, касающихся социально-экономического развития подведомственной территории. И это несмотря на то, что принцип децентрализации управления заложен в таком фундаментальном документе, как Стратегии действий.
Мы стали свидетелями того, что даже такой элементарный вопрос, как выбор средней школы, подлежащей капитальному ремонту, не входит в компетенцию районных властей. Возникает естественный вопрос: кто же лучше разбирается в модернизации школ, чем районный хокимият, районные депутаты и отдел народного образования района? Но оказывается, местные власти составляют перечень рекомендуемых к ремонту школ, а окончательный выбор является прерогативой областных звеньев управления. В результате необъективного отбора школы, нуждающейся в капитальном ремонте, миллиард сумов из Антикризисного фонда в текущем году израсходован с достаточно низким коэффициентом полезного действия.
Согласно новому инновационному подходу одним из критериев оценки экономики района является количество вновь зарегистрированых субъектов предпринимательства. Анализ статистических данных показал, что такой подход ведёт к распылению производственных ресурсов, к низким показателям по уровню использования мощностей, низкой рентабельности, неэффективному использованию энергоресурсов, к топтанию на месте предприятий одного профиля. Подтверждением неэффективности подобного подхода является то, что несмотря на регистрацию более 100 новых малых предприятий, объём производства региональной промышленной продукции в 2019 году сократился на 18 миллиардов сумов. Изучение состояния дел в других районах области дало такие же результаты.
Количество или качество?
Странные явления происходят в инвестиционной деятельности. С полным игнорированием такой науки, как маркетинг, ежегодно разрабатываются и реализуются десятки инвестиционных проектов на сотни миллиардов сумов, которые не приводят ни к росту численности занятого населения, ни к расширению налоговой базы местных бюджетов. Другой важной причиной такого абсурдного положения дел является то, что действующая практика статистической отчётности не позволяет вести мониторинг за ходом реализации масштабных инвестиционных проектов.
Дело в том, что предприятие и с уставным фондом в 20 миллионов сумов, и с миллионным оборотом американских долларов отчитывается один раз в год. В результате неопределённости с критериями оценки размеров предприятий только четыре предприятия района сдают статистические отчёты ежемесячно, а остальные 300 предприятий один раз в год. Это говорит о том, что экономический комплекс лишён возможности держать руку на пульсе предприятий. Не секрет, что в условиях нестабильного развития в течение года любое предприятие может оказаться в состоянии экономической несостоятельности, а наверстать упущенное окажется невозможным.
Бросается в глаза и то, что численность работников экономических служб районного звена управления явно не соответствует объёму выполняемой работы. Так, районный отдел статистики с численностью четыре человека одновременно принимает отчёты у 4 тысяч субъектов предпринимательства. Так что говорить об их качественной приёмке не приходится. В 2020 году по району отчитались 750 фермерских хозяйств, но год назад их число достигало двух тысяч. Немудрено, что мы никак не можем разобраться в причинах роста цен на продовольственные товары, в частности, на мясо и молочную продукцию.
До 1 января 2019 года число предприятий, отнесённых к разряду плательщиков общеустановленных налогов по району, можно было сосчитать на пальцах двух рук. Сейчас их число возросло в сотни раз, а численность инспекторов юридического отдела налоговой инспекции осталась без изменения. Одно дело принять и проанализировать отчёт с одним показателем (при упрощённой системе налогообложения) и совсем другое, когда нужно скрупулёзно разобраться с такими сложными налогами, как НДС и налог на прибыль. Любая компьютерная программа может дать сбой, когда одна и та же группа материалов, в зависимости от формы налогообложения поставщика, учитывается как с налогом на добавленную стоимость, так и без него. В данном случае роль человеческого фактора остаётся весьма существенной.
Вследствие такого положения дел ухудшается показатель «собираемость налогов», местный бюджет обходят огромные средства, так необходимые для финансирования социальной сферы и социальной защиты населения. С большими изъянами формируются прогнозные показатели доходной части государственного бюджета. Например, нет возможности составить прогноз налога на прибыль по той простой причине, что большинство предприятий работает без составления бизнес-плана. Будет большой ошибкой, если при составлении прогноза на 2021 год за базу налогообложения прибыли будут приняты фактические данные 2020 года, оказавшиеся провальными под воздействием пандемии. Подтверждением того, что в деле формирования параметров бюджета имеются существенные недостатки является то, что районный прогноз по налогу на прибыль в этом году перевыполнен почти в два раза.
Неразбериха в аграрном секторе
Понадобилось приложить невероятные усилия, чтобы разобраться в системе управления аграрным сектором, но этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Отдел сельского хозяйства курьирует деятельность только той части фермерских хозяйств, которые специализированы на производстве зерна и хлопка. Совсем не понятной является система управления лесным, рыбным, тепличным хозяйством, животноводством и садоводством. В результате такой неразберихи производственные показатели этих отраслей ухудшаются из года в год и это несмотря на выделение огромных кредитных средств.
Более десяти лет назад принято решение о специализации района на выращивании плодоовощной продукции, но вплоть до сезона 2019 года до района сверху доводились задания по размещению на преобладающей части орошаемых земель колосовых культур и хлопка-сырца. Такой подход противоречит принципу сменяемости культур на основе севооборота. В результате земли истощены настолько, что урожайность овощей, произведённых в прошлом году на высвобождаемых из под зерна площадях, не достиг даже половины того уровня, который достигался 3-4 года назад.
Плохо обстоят дела со строительством жилья, хотя район распологает широким разнообразием предприятий строительной индустрии, необходимым для организации соответствующего кластера. Низким остаётся уровень занятости населения, высока степень нелегальной экономики, на большинстве предприятий месячная заработная плата в эквиваленте не достигает и 100 долларов.
Предлагается…
Предложения, которые легли в основу Концепции социально-экономического развития Джамбайского района в 2021-2022 годах состоят из следующих направлений:
- Возможность принятия самостоятельных решений, касающихся насущных социально-экономических проблем с закреплением финансовых источников их реализации. То же с размещением сельскохозяйственных культур и созданием кластеров.
- Передача части штатных единиц высших звеньев управления низовому звену.
- Отказ от принципов, когда эффективность управления оценивается на основе такого количественного показателя, как рост числа субъектов предпринимательства, придание первостепенного значения показателям эффективности и качества. Совершенствование хозяйственного механизма в направлении укрупнения предприятий на основе принципов специализации и концентрации производства и повышение на этой основе уровня их конкурентоспособности.
- Совершенствование инвестиционной деятельности таким образом, чтобы при минимуме затрат на создание новых рабочих мест, достигать максимального роста объёмов производства товаров и услуг, рентабельности и сокращения сроков окупаемости проектов.
- Рекомендовано выйти с ходатайством к Госкомстату республики о пересмотре критериев отнесения предприятий к крупным и малым, введения понятия “среднее предприятие” и дифференциации на этой основе показателей и сроков предоставления статистической отчётности.
- Разработка Комплексной программы развития Самаркандской области и осуществление целенаправленной работы по выравниванию социально-экономического развития отдельных её территорий. Пока все имеющиеся производственные ресурсы не будут направлены на достижение единой цели, потенциал городов и районов останется не задействованным в полном объёме, соответственно не изменятся и показатели эффективности низового звена региональной экономики.
Неважно какого цвета и оттенка экономика отдельно взятой территории, всё это условно и изменчиво. Важно, чтобы экономика всей страны приобрела «зелёный» цвет на пути вхождения в число 50 конкурентоспособных экономик мира.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что новый руководитель района отличается высокой компетентностью и обладает всеми чертами, присущими современному менеджеру. С его приходом к руководству в районе начала царить обстановка доброжелательного отношения к предпринимательской деятельности, к социально-экономическим нуждам и запросам населения.
Вместе с тем, чувствуется явная нехватка квалифицированных кадров практически во всех звеньях управленческой деятельности, ещё немало управленцев, которым присущи отжившие себя стереотипы мышления. Не зря в народе говорят: «Дорогу осилит идущий». А для молодых учёных, вставших на путь усиления интеграции науки с производством и набирающих практический опыт, уместен следующий известный лозунг: «В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достичь её сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается-карабкается по её каменистым тропам».
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.