Диспропорции в экономике: что еще можно сделать?

В экономике страны сложились взаимосвязанные, дополняющие друг друга диспропорции, которые, если не разработать комплекс мер по их преодолению, будут препятствовать ее стабильному развитию и достижению намеченных стратегических целей. Под ними подразумевается вхождение Узбекистана в число передовых конкурентоспособных стран, доведение среднедушевых доходов населения до среднемировых показателей. Для того, чтобы эти цели стали реальностью, сначала надо разобраться с тормозящими данный процесс факторами.
Часть из этих факторов унаследована от старой советской системы, другая часть возникла за годы независимости, но несомненным является то, что только после их преодоления откроется широкий простор для стабильного социально-экономического развития, повышения благосостояния народа.
Направления диспропорций
В условиях Узбекистана диспропорции, как разбалансированность между различными составными частями макроэкономики, проявляются в следующих направлениях:
- между объемами ежегодно привлекаемых инвестиций и ростом производства товаров и услуг в физических показателях (натуральном выражении), к ним относятся объемы строительства жилья, выработка энергоресурсов;
- между производством продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров;
- между приростом трудоспособного населения и создаваемым числом новых рабочих мест, - ежегодный охват не превышает 30 процентов;
- неоправданно большим разрывом в доходах различных социальных групп;
- отрицательным сальдо во внешнеторговом обороте, которое по итогам 2024 года достигло 12 миллиардов долларов;
- между доходами и расходами государственного бюджета (на 2025 год бюджет утвержден с дефицитом в размере трех процентов от ВВП);
- между внешним долгом и золотовалютными резервами страны.
Возникает вопрос: как сделать так, чтобы развязать этот клубок противоречий, этот дисбаланс, чтобы население на деле почувствовало изменения в своем благосостоянии, а страна заняла достойное место в международном разделении труда?
Чтобы получить обоснованный ответ на данный вопрос мы должны разделить стоящие перед страной задачи на задачи тактического и стратегического плана.
Тактические задачи
Главной тактической и наиболее актуальной задачей, на мой взгляд, является недопущение дальнейшего усиления социальной напряженности в обществе. Оно стало особо чувствительным с момента перехода на новую систему утверждения тарифов на коммунальные услуги, и будет нарастать по мере дальнейшего и как теперь выяснилось предстоящего многолетнего роста тарифов на энергоресурсы. В связи с этим речь идет о необходимости разработки комплекса адекватных мер, направленных на смягчение данного процесса.
В первую очередь, нужно осуществить раздельный анализ расходов энергоносителей с точки зрения производственного и бытового потребления. Анализ производственного потребления разделить на цели освещения, отопления, технологические и бытовые. Должны быть определены четкие параметры сезонного потребления в различных регионах страны, в городах, сельской и отдельно в горной местности. Очень важно определить географию проживания тех 60 процентов семей республики, которые по утверждению руководства Министерства энергетики, круглый год укладываются в месячную норму потребления электроэнергии в 200 киловатт-час. Было бы целесообразным распространить этот опыт на остальные территории и семьи страны. Отключение освещения на центральных улицах городов, которое, по мнению некоторых местных руководителей, может привести к энергосбережению, - создает простор для хулиганства, способствует возникновению травм и других неудобств для населения.
Не менее актуальная задача, - это приведение цен на продукты питания в соответствие с доходами населения, обуздание роста цен на продовольственные товары повседневного спроса. А пока складывается впечатление, что управлению по сокращению бедности невдомек, что масштабы бедности в Узбекистане определяются уровнем цен на продукты питания.
По итогам трехлетней практики пора бы задуматься над тем, почему раздача чуть ли не 300 тысяч гектаров земель безработным сельчанам не привела хоть к какому-то улучшению в деле обеспечения продовольственной безопасности. Приходится еще раз подчеркнуть, что решение проблемы заключается в создании при поддержке государства крупных комплексно-механизированных сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, руководимых командой получивших современные знания специалистов.
Стратегическое планирование
Выполнение тактических задач вряд ли может быть успешным, если нет видения перспектив развития на долгие годы вперед. Почти полвека назад, будучи студентом, я запомнил, что частная японская компания «Сони» работает на основе долгосрочного плана, рассчитанного до 2050 года. Благодаря такому подходу и научному предвидению своей миссии, она превратилась в транснациональную компанию и успешно функционирует по сегодняшний день. Придерживаясь такого же принципа, и мы сможем прогнозировать, каким хотим видеть нашу страну, например, в том же 2050 году, - когда численность населения превысит 60 миллионов человек, определить пути сохранения и повышения благосостояния народа.
Стратегией развития Узбекистана до 2030 года предусмотрено удвоить объем ВВП по сравнению с ныне достигнутым уровнем, в такой же мере и доходы населения. Но не понятно другое: как эти две задачи взаимоувязаны между собой, ведь двукратный рост объемов производства не означает соответствующий рост доходов населения.
В 2024 году среднедушевые доходы составили 1200 долларов и через шесть лет мы хотим их удвоить. Но насколько и в какой последовательности они будут возрастать в каждом периоде? Каким образом будет сокращаться разрыв в доходах различных социальных групп? Известно, что доходы населения возрастают в зависимости от роста ВВП на душу населения. Так как они при сложившейся структуре экономики растут на 5 процентов, то и доходы населения возрастут в такой же мере. В таком случае об их удвоении к 2030 году не может быть и речи. Поставленной цели можно добиться при осуществлении диверсификации производства в сторону трудоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью. Но у правительства нет четкой программы действий в этом направлении, и остается надеяться, что решение этой задачи не будет и дальше откладываться в долгий ящик.
Известно, что стратегическое планирование не может считаться полноценным, если оно осуществляется без учета рациональных норм потребления. Для начала необходимо разработать хотя бы несколько вариантов «Потребительской корзины», привести статистическую отчетность с нею в соответствие.
Мы неоднократно подчеркивали о необходимости построения экономических отношений в соответствии с требованиями философского закона о переходе количественных отношений к качественным. Рассмотрим его действие на примере осуществления экспортных операций.
Известно, что Индия достигает целей внешнеэкономического развития за счет поставок медикаментов, чая и программного обеспечения, оказания туристических и медицинских услуг. Это и понятно. Экспорт предполагает соответствие продукции мировым стандартам, следовательно, чем шире ассортимент товаров, тем сложнее добиваться улучшения качественных параметров по каждому из них. Следовательно, и нашей стране надо сконцентрировать свои усилия на небольшой группе товаров и услуг.
Китайские компании ежегодно наращивают экспорт томатной пасты в Российскую Федерацию на десятки тысяч тонн, а мы практически потеряли этот выгодный рынок, потому, что нет целевого подхода не только к размещению овощей, но и к механизации их производства, росту урожайности, селекционной работе, защите от сельскохозяйственных вредителей. В этой связи очень важно усилить внимание к возрождению отечественных сортов помидоров, к селекционной работе в отношении других продуктов земледелия (винограда, персиков, айвы и других фруктов), которыми традиционно славится наша земля.
Стратегическое планирование не может быть эффективным без учета такого важного фактора как отношение страны к внешним заимствованиям. Действительно, располагая огромными запасами сырьевых ресурсов, Узбекистан имеет ограниченные финансовые возможности для их промышленной переработки и преобразования в готовую продукцию. Известен и такой положительный фактор от привлечения иностранных инвестиций, как поступление в страну современных технологий, создающих основу для реализации конкурентных преимуществ. Тогда в чем же причина того, что интенсивное привлечение миллиардных (в долларах США) инвестиций не приводит к существенному росту экспортных поставок, к сбалансированности рынка трудовых ресурсов, преодолению дефицита государственного бюджета? Понятно, что основной причиной отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте является импорт техники и оборудования. В связи с этим хотелось бы напомнить молодому поколению, что не так давно Узбекистан был производителем текстильного, сельскохозяйственного и энергетического оборудования, авиационной техники. Все это осталось в прошлом. Но чем объяснить нарастание импорта продовольственных товаров и химической продукции?
Без ответов на эти вопросы мы еще долго будем зависеть от внешних источников финансирования, направляя весь вновь созданный национальный доход на обслуживание внешнего долга. С другой стороны, любая предпринимательская деятельность пользуется внешними источниками до достижения точки саморазвития. А кто и когда рассчитает высшую точку экономики Узбекистана, за которой последует ее независимое от внешних заимствований развитие?
В качестве заключения хочется отметить, что непременным условием достижения новых горизонтов развития любой страны является неустанное реформирование экономики, включая поиск новых подходов к научно обоснованному и комплексному стратегическому планированию.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.