День бухарского оленя
В Зарафшанском национальном природном парке отметили День бухарского оленя. Праздник, в котором приняли участие ребята из близлежащих школ №№ 25 и 33, получился настоящий – с познавательными экскурсиями, отпусканием на волю дикой птицы, викторинами, занимательными играми, конкурсом рисунка и призами. А мы, по обыкновению, воспользовались случаем, чтобы узнать о делах в нашем нацпарке.
В мире нет определенной даты, посвященной оленям. Есть День оленевода в России, который отмечается как раз 2 августа, приуроченный к окончанию летнего выпаса оленей и переводу оленьих стад на зимние пастбища. В Узбекистане оленеводства нет, а День бухарского оленя стал отмечаться во время работы проекта Всемирного Фонда дикой природы (WWF) «Поддержка сохранения бухарского оленя (хангула) в естественных местообитаниях». В 1996 году в тогда еще Зарафшанский заповедник привезли шесть оленей, создали первую размножающуюся вольерную группу. В 2005 и 2007 годах в результате выпуска хангулов в тугайный лес заповедника образовалась вольная группа оленей. В настоящее время численность оленей в национальном парке колеблется в пределах около 100 особей. В вольере обитает 24 взрослых хангула и четыре олененка, родившихся в этом году. К ним в статье еще вернемся.
Из зверинца в центр реабилитации
Программа праздника включала посещение центра реабилитации диких животных, который был преобразован из мини-зоопарка. В бытность прежнего руководства данный зверинец, вопреки нормативам, был организован, чтобы привлечь туристов. При этом совсем не учитывались позиции охраны флоры и фауны самого нацпарка, а также критерии содержания диких животных, включая медведя, обезьяну, тигра и других. Звери, конечно, погибли или были переданы в зоопарки, а приготовленное для них место решили использовать под зоозащитные цели.
- За шесть месяцев 2023 года было реабилитировано пять видов диких птиц, из них четыре вида включены в Красную книгу Узбекистана и Международный союз охраны природы и природных ресурсов, это степной орел, черный гриф, розовый пеликан, беркут, - говорит научный сотрудник ЗНПП Александра Заславская. - Птицы по-разному попали к нам, но все проходили ветеринарный осмотр, некоторым было оказано лечение. Кормление хищных, покупка лекарств и оплата ветеринарных услуг производились за счет сбора пожертвований среди любителей пернатых, в основном, подписчиков сайта birds.uz. Также была финансовая поддержка со стороны российских орнитологов во время передержки степного орла, окольцованного на территории России. На данный момент в центре содержатся две хищные птицы: молодые особи филина (сем. Совиные) и тювика (сем. Ястребиные). Обе птицы ослаблены и нуждаются в уходе и усиленном питании. Сейчас за ними, а также бухарскими оленями смотрит наш сотрудник Тахир Саттаров.
31 июля в центр реабилитации из рук инспекторов управления экологии, охраны окружающей среды и изменения климата поступил болотный лунь. Его доставили из кишлака Пулатчи Нурабадского района. Птица залетела во двор, житель отнес ее инспекторам, те привезли луня в нацпарк, зная, что здесь ему будет оказана помощь. После обследования и наблюдения выяснилось, что с птицей все в порядке. В День бухарского оленя луня торжественно, на глазах школьников и журналистов, выпустили на волю.
Болотный лунь не является редкой птицей в наших краях, но он настоящий санитар водоемов и прибрежных зон. Питаясь ослабленной болезнью рыбой, мелкой птицей, грызунами, он контролирует их популяцию.
Когда олени теряют рога?
Запоминающимся моментом для детей стало кормление оленей, которые живут в вольере. Сейчас хангулы с ветвистыми рогами и блестящей шерсткой, очень активны. Завидев Тахира-ака с ведром комбикорма, они бегут к кормушке, несмотря на восторженную толпу людей поблизости.
Научные сотрудники нацпарка рассказали школьникам о том, как живут и чем питаются олени, почему нельзя шуметь и громко говорить рядом с ними, кто их друг, а кто враг. Безусловно, первый враг – это сам человек, чему немало наглядных примеров.
Затем с ребятами при участии их наставников Анвара Садикова и Орифа Мусаева провели ряд игр и викторин, которые позволили детям лучше узнать животный и растительный мир родного края. Так, школьники под звуки природы должны были сориентироваться и «сбросить» оленьи рога. Думаю, не каждый читатель в курсе, что у хангулов это происходит весной, зато теперь это твердо уяснили джамбайские мальчики и девочки. Они же теперь знают, чем отличается тополь от туранги, джидда от облепихи и шиповника, что едят бухарские олени.
Глядя на живой интерес детей к викторинам и познавательным играм, связанным с окружающим миром, их безудержную активность, можно надеяться, что просветительская цель праздника была достигнута. Думается, что эти ребята не станут в будущем разорять птичьи гнезда, ломать кустарники и деревья, жечь в неположенном месте костры, мусорить и уничтожать природу.
И о проблемах…
После всех драматических событий, которые перенес нацпарк в последние три года, - вырубки деревьев, разграбления русла реки, застраивания зонами отдыха, пожара – уголок природы очень медленно, но приходит в себя. По крайней мере, прекратилось творимое безобразие и ситуация, как говорят, под контролем. Это заметно по тишине днем и какофонии звуков дикой природы ночью. И хотя капитальные конструкции зон отдыха, которые возвели в нарушении экологического законодательства, пока стоят и принимают отдыхающих, но беспредельного шума практически нет.
По словам директора нацпарка К. Шерматова, скоро «дачи» должны снести. Дело 25 владельцев данных объектов рассматривает суд, два решения о сносе конструкций уже переданы в Бюро принудительного исполнения, остальные находятся в апелляции. К сожалению, поговорка «ломать – не строить», в данном случае не работает: построили все стремительно, а вот сломать незаконные объекты непросто.
- На протяжении нескольких лет у нас не растет популяция бухарских оленей, - говорит заместитель директора Зарафшанского нацпарка по научной работе, кандидат биологических наук Наталья Мармазинская. – Причин несколько, главная из которых антропогенный фактор, хозяйственная деятельность человека. Из-за близости к нацпарку таких населенных пунктов, как Дурман, Бешкапа, Сухман, Уракли, Карабчи, Галлакапа, Эсантурды, Мирзаарык, Чангалпоен, на его природоохранных участках местные жители часто выпасают коров. Домашний скот уничтожает кормовую базу бухарского оленя. Соответственно люди и собаки, сопровождающие скот, - это источник шума и беспокойства для оленей и других животных парка. Поэтому численность оленей не растет, и уже в течение нескольких лет остается на уровне около 100 особей.
К сожалению, на маленьких оленят охотятся и одичавшие собаки, сбивающиеся в стаи. В раскуроченном и не восстановленном добытчиками гравия русле реки Зеравшан образовалось много островков и затонов, куда сбегаются на водопой олени с оленятами, а за ними и стаи брошенных людьми собак, которые нападают на беззащитных краснокнижных животных.
Еще один тревожный момент: тугайный лес 1-2 участков быстро высыхает из-за отсутствия поверхностного и почвенного увлажнения. Снижение в результате грабительской добычи песчано-гравийной смеси ложа реки на 5-8 метров сделал невозможным естественное затопление прибрежной зоны нацпарка. Да, на самой территории сейчас вырыты артезианские скважины, водой из которых поливают некоторые части нацпарка, но этого далеко недостаточно. Нужны обводные каналы, трубопровод, а главное – прекратить практику строительства дамб в природоохранной зоне, которые усугубляют ситуацию...
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
Для справки
Бухарский олень (Cervus hanglu, Tarim Red Deer) - эндемик Центральной Азии, обитатель тугайных лесов, включен в Красную книгу Республики Узбекистан, а также в Красный список Международного союза охраны природы (IUCN) и список Боннской конвенции по мигрирующим видам (СМS).