Дело мастера продолжают ученики
Самарканд издревле славился своими мастерами - ремесленниками. Одним из тех, кто умножил эту славу древнего города был известный усто по национальной вышивке методом попур Абдулазиз Икромов.
Абдулазиз Икромов принадлежал к числу мастеров старой школы, которые чтили, бережно и неизменно хранили вековые традиции. Именно это позволяло им нести свет высокого искусства, независимо от всяких модных веяний времени. И сейчас, рассматривая его работы, восхищаешься удивительной красотой народных узоров, гармонией цвета, уверенностью почерка. Вышивки усто Абдулазиза не перепутаешь с работами других мастеров! В них не встретишь излишней детализации, изнеженности, характерной для упадочного состояния современного искусства, его работы поражают простотой и силой, идущей из глубины души народа…
Усто Абдулазиз Икромов родился в Маргилане, в семье ремесленника. Его отец Икромхон Маматхонов и мать Ойпошшахон также занимались вышивкой попур. Семья большая, а время было нелегкое – стоял 1933 год. Огромная страна находилась в трудном экономическом положении. С каждым днем семья усто Икромхона все больше скатывалась к бедности, тогда он решил переехать в Самарканд, где конкуренция на рынке вышивок была не такая большая, как в Маргилане. В это время Абдулазизу было около пяти лет. Удивительно, но из всех пятерых детей усто Икромхона только Абдулазиз пошел по стопам родителей. Именно ему было суждено продолжить дело династии. До вступления во взрослую пору своей жизни Абдулазиз прошел все степени учебы подмастерья – красил шелковые нити, ткани, осваивал чертеж узоров, вышивал. Глава семьи воевал на фронте, когда юный Абдулазиз работал с матерью.
После окончания средней школы Абдулазиз поступает на исторический факультет Самаркандского государственного университета, параллельно работает во вновь созданной художественной фабрике «Труд женщин», обучая местных рукодельниц искусству вышивки попур. Саму фабрику создали во многом благодаря усилиям местных мастеров, которые ходили по домам и приглашали женщин учиться ремеслам, чтобы получив какую-либо профессию, они могли работать дальше.
Постепенно работа на фабрике налаживалась. Произошли изменения и в личной жизни молодого мастера. Он женился, кстати, на своей ученице, красивой таджичке Тамаре Икромовой. У них появились дети и теперь приходилось работать вдвое больше. Абдулазиз Икромов в это время работал уже главным художником фабрики «Труд женщин» и руководителем конструкторско-технологического отдела. Он заботился о налаживании промышленного производства изделий, обеспечении фабрики специальными машинами для вышивки, следил за учебным процессом, качеством изготавливаемой продукции, утверждал образцы узоров. О высоком уровне продукции фабрики говорит и тот факт, что несколько работ мастера Абдулазиза Икромова были приобретены музеем прикладного искусства Узбекистана и в настоящее время хранятся в его фондах. А сколько его работ теперь украшают зарубежные частные коллекции, уже не узнать.
- На родине моего отца, то есть в Маргилане, такие вышивки называют «попоп», а мастеров «попопчи», - вспоминает дочь мастера Нилуфар Кулиева. – По характеру отец был мягким человеком, никогда не ругал нас, не повышал голоса на других, но что касается учебы, то тут он не терпел халтуры, был строгим учителем. Требовал работать чисто и качественно. Я также работала надомницей под его руководством на фабрике «Труд женщин», параллельно училась на филологическом факультете СамГУ. Мы выпускали такие национальные изделия, как «бешикпуш» (покрывала для люлек), болинпуш (наволочки), руйижо (покрывала для кровати), различные свадебные ансамбли, которые и сейчас у нас непременно входят в свадебное приданое девушек. Что касается узоров, то он использовал, в основном, те рисунки, которые получил от своего отца, то есть от моего дедушки – усто Икромхона. Продукция нашей фабрики не залеживалась и пользовалась спросом, ее брали даже в музеи, покупали иностранцы, а ведь это были не штучные изделия, а, как говорится, «товары широкого потребления». А это, я думаю, говорит об их высоком художественном уровне.
После выхода на заслуженный отдых, Абдулазиз Икромов по причине болезни, к сожалению, не мог работать уже в полную силу. К нему обращались за консультациями, советами многочисленные ученики, просили дать новые образцы узоров. В меру своих сил мастер никому не отказывал в помощи. Мне, автору этих строк, также посчастливилось несколько раз беседовать с ним. Рассматривая его вышивки, я всегда удивлялся чистоте и качеству его работ, его чувству цвета. Вместе с тем, мастер был человеком удивительной доброты и внутренней культуры.
Последние годы жизни Абдулазиз-бобо много болел, и несмотря на заботливый уход со стороны детей, 29 декабря 2016 года его сердце перестало биться…
Сегодня дело Абдулазиза Икромова продолжают его многочисленные ученики, передавая уже молодому поколению секреты высокого искусства вышивки попур.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
Фото из архива детей А. Икромова.