Дарующая надежду

Уверенная, позитивная, статная, Карина Мирзаянц влюбляет в себя моментально. В канун празднования Международного женского дня на страницах нашей газеты хочется рассказать об этой удивительной женщине, чей жизненный путь полон испытаний, но он только помогает идти ей дальше и помогать людям.

Испытания Карины начались в 1987 году, тогда в неполные 11 лет она узнала о своей инсулинозависимости. Нужно понимать, что в те года диагноз «диабет», особенно поставленный ребенку, звучал как смертный приговор.

- Для моих родителей эта новость стала большой трагедией, ведь я единственный ребенок в семье, - вспоминает Карина Валерьевна. – В то время, по официальной статистике, дети с диабетом проживали не более 8 лет. Тогда не было таких инсулинов, какие сегодня получают наши дети, не проводились исследования, не было и школы диабета, которая сейчас работает в эндокринологическом центре для детей и их родителей.

На тот момент, по информации нашей собеседницы, в Самарканде насчитывалось не более 20 детей с диабетом. В настоящее время их – 450.

- Сегодня дети с инсулинозависимостью не только ведут активный образ жизни, взрослеют, но и создают семьи, становятся родителями, - продолжает наша собеседница. - А главное, сошла на нет детская смертность по диабету, детским осложнениям диабета. Тогда все взрослые осложнения были и у детей. В то время никто не говорил, что укол инсулина короткого действия нужно делать в живот, продленного действия - в ягодицы, ноги. Тогда все кололи в руки.

Родители Карины приложили максимум усилий, чтобы их дочь не только жила, но и вела активный образ жизни. Первые три года она проходила лечение в Москве. Потом еще три года получала экспериментальный инсулин, улучшала свое самочувствие в санаториях, в том числе и российских.

- Сегодня мы понимаем, что постоянно находиться в больнице пациенту с диабетом, если у него нет осложнений, нет необходимости, - рассказывает К. Мирзаянц. – Тогда же все было по-другому. Мое детство прошло будто в замкнутом треугольнике: школа, дом, больница.

Первые полгода уколы Карине пять раз в день делала медсестра. После 11-летняя девочка стала делать их сама.

- Нужно понимать, что диабет меняет человека, он вынужден приспосабливаться к новым жизненным условиям, - объясняет наша собеседница. - Приходилось кипятить шприцы, точить и чистить иглы. Бывало, что не хватало инсулина. Сегодня жить с диабетом стало намного легче. Вы только посмотрите, какой у нас укомплектованный и современный эндокринологический центр, в котором, к слову, имеется детское отделение. И это, поверьте, очень важно, поскольку, достигнув возраста совершеннолетия, пациент с диабетом не должен думать о том, а что будет дальше, куда ему идти, где брать инсулин.

Карина отмечает, что отечественные пациенты с диабетом уже третий год бесплатно получают аналоговый инсулин, специальные тест-полоски.

- Получают все то, что и в России, да и в других странах, - отмечает К.Мирзаянц. - Да, возможно, бывает, что количественно не хватает глюкотестов, но главное, что сегодня у людей значительно сократилась финансовая нагрузка на приобретение того или иного препарата.

Призвание – помогать людям

Шли годы. Однажды, когда Карине было 24 года, ей стало плохо. В коматозном состоянии ее доставили в больницу. Ее мама, бегая по кабинетам, наткнулась на главврача больницы, которая попросила срочно проследовать за ней в кабинет.

- В кабинете Софья Евгеньевна протянула маме папку с документами со словами: «Вы очень грамотная мама с двумя высшими образованиями, ваш супруг имеет за плечами также два высших образования, и дочь у вас под стать вам. Вот вам документы, если не возьметесь, то организацию закроют», - рассказывает Карина. – На слова мамы о том, что я в коме, Софья Евгеньевна с улыбкой ответила: «Не переживайте, с вашей девочкой все будет хорошо».

В 2002 году общественная организация по поддержке людей с диабетом, открытая в 1995 году, после смерти ее руководителя оказалась никому не нужной. Карина вместе с родителями решила, что не допустит ее ликвидации. Стать руководителем 24-летняя Карина тогда не могла, ее возглавила мама.

- Сегодня, руководить компаниями могут даже 18-летние юноши и девушки, - отмечает К. Мирзаянц. – Официально я стала заместителем. Первым делом, мы восстановили все необходимые документы, поскольку после смерти прежнего руководителя были утеряны печать, штамп и даже устав организации.

Спустя время Карину пригласили в Ташкент в больницу, где праздновали Всемирный день борьбы с диабетом. Там Мирзаянц познакомилась с величайшим ученым, на тот момент директором НИИ эндокринологии Саидом Ибрагимовичем Исмаиловым, ныне покойный.

- Это был тот человек, который незримо взял меня за руку и повел, - вспоминает наша собеседница. - Он оберегал меня, помогал. Потихоньку мы начали работать. Первое мероприятие провели в январе 2003 года, обратившись за помощью к местным врачам. Решили подарить каждому ребенку по игрушке, а также шприцы, благо их у меня было много. Однако, понимая, что этого мало, я продала свой кожаный плащ, а на вырученные средства накупили сладостей, бананов, мандаринов, альбомы для рисования.

Но на этом Карина не остановилась и обратилась за помощью в «Узбекнаво», где ей не отказали.

- В день проведения благотворительного мероприятия в больнице был показан красочный детский спектакль, - продолжает Карина. - Отрадно, что специалист из «Узбекнаво», который помог нам, сегодня возглавляет областной русский драматический театр.

Деятельность общественной организации Мирзаянц заключается не только в проведении благотворительных мероприятий. Карина стала активно искать партнеров, которые могли бы помочь ей с инсулином, которого тогда очень не хватало отечественным пациентам. Поначалу мало кто воспринимал молодого общественника. Все изменилось в августе 2003 года на международном диабетическом конгрессе во Франции, где Карина познакомилась с основателем общественного фонда Insulin for life, филиалы которого были по всей Европе. Новый знакомый стал периодически отправлять инсулин в Самарканд.

- Не буду рассказывать о сложностях при растаможке препарата, - говорит Карина. - Одно скажу, что везде есть хорошие люди, которые помогали мне и до сих пор помогают, чтобы жизненно важный препарат вовремя дошел до маленьких пациентов.

Сегодня общественная организация Карины носит новое название ННО «Благотворительный центр помощи людям с диабетом и другими формами инвалидности «Умид-Д», продолжающая помогать людям справляться с новыми жизненными обстоятельствами. Кроме ННО, Карина Мирзаянц работает инструктором в школе диабета при областном эндокринологическом центре.

- В нашей больнице созданы все условия, в ней проводятся уникальные операции, но не все в руках специалистов, - отмечает Карина. – По собственным наблюдениям заметила, что в нашей стране очень низкая социальная ответственность среди взрослых пациентов с диабетом I и II типа. К сожалению, многие даже не удосуживаются пройти диспансеризацию. Полнейшая халатность к медицинской карте, в которой зачастую нет ничего.

Завершая нашу беседу, Карина выразила благодарность всем тем, кто помогал и продолжает ей помогать. В этом списке много имен: врачей, учителей, высокопоставленных чиновников и простых граждан, неравнодушных к жизни людей с инсулинозависимостью.

  Малика АБАЙДУЛИНА.