Цветоводство: получит ли отрасль дальнейшее развитие?
Цветоводство имеет, наверное, такую же древнюю историю, как история самого человечества. Сегодня никто не может сказать, кто и кому впервые в мире подарил цветы, но мы уже не представляем свою жизнь без них. Мы дарим их близким и родным по случаю праздников, дней рождения, прекрасные растения радуют глаз в парках и аллеях, дарят нам эстетическое наслаждение. Кто обеспечивает жителей Самарканда цветами? Как развивается эта отрасль у нас?
Цветоводы условно разделяют цветы на две группы – букетные и горшечно-парковые. Первые из них люди дарят своим близким в дни торжеств, ими украшают различные мероприятия, а второй вид используется преимущественно в интерьерном и ландшафтном дизайне.
Беседуя с владельцами цветочных магазинов в городе, начинаешь понимать, что иметь свою точку и реализовывать цветы, вовсе не означает их выращивание.
- Букетные цветы в Самарканд поступают, в основном, из Ташкента, - говорит один из авторитетных цветоводов Самарканда Ислом Рузиев. – У меня двое сыновей: один занимается выращиванием цветов вместе со мной в тепличном хозяйстве, но второй предпочел покупать их и реализовывать. Вот вам два подхода. Второй, конечно, легче и не сопряжен с трудностями – необходимостью знать биологические особенности различных цветов, хранением семян, работой на земле и т.д. Ты просто покупаешь какой-то товар и продаешь его, и все. Что касается меня, вместе с семьей я уже давно занимаюсь цветоводством, имеем теплицы на нескольких сотках земли. Обеспечиваем покупателей семенами, готовыми цветами, даем консультации.
Одной из причин возникающих трудностей в цветоводстве является необходимость квалифицированного подхода, впрочем, это касается любой другой отрасли. Надо знать цветы, их особенности развития, принципы ухода за ними.
Другая трудность состоит в том, что если, скажем, овощи и фрукты могут при надлежащем хранении не портиться месяцами, то цветы являются скоропортящимся продуктом. Успел реализовать за два-три дня, получишь прибыль, а не успел, то вся продукция превращается в мусор вместе с затраченными на них средствами.
По мнению цветоводов, еще одной, пожалуй, самой главной, из причин отсутствия массового интереса к отрасли со стороны предпринимателей является дороговизна угля и высокие ставки оплаты работникам. Как известно, теплицы у нас в своей массе отсоединены от магистралей природного газа. Поэтому зимой приходится использовать уголь. По мнению специалистов, наш, ангренский уголь, плохо горит, зато казахстанский может расплавить и железо, но он дорогой. Что касается оплаты труда работников, то эта сумма колеблется в пределах 200-300 тыс. сумов в день. То есть в месяц – это в среднем около девяти миллионов. Платить такую зарплату работникам может позволить себе не каждый цветовод.
Выращивание цветов делает непривлекательным не в последнюю очередь и отношения с властями, то есть вмешательство некоторых чиновников в бизнес. Представьте ситуацию: ожидается приезд высоких зарубежных гостей, места пребывания гостей надо оформить, посадить цветы, разбить газоны. Тут начинаются командные методы воздействия со стороны отдельных власть имущих лиц: приглашают цветоводов, и, ссылаясь на цейтнот, уверяя обязательно заплатить за товар чуть позже, чиновники заставляют предпринимателей отдавать свои цветы за честное слово. Но потом можно представить себе всю волокиту при желании получить кровные деньги. Как правило, с этим тянут и тянут, не отказываясь при этом заплатить. Но такие обещания могут длиться не один год. А размеры долгов могут исчисляться сотнями миллионов сумов.
Все перечисленные выше проблемы делают цветоводство у нас непривлекательной отраслью. Поэтому большинство из тех, кто имеет цветочные магазины в городе, предпочитают самостоятельному выращиванию цветов принцип «купи-продай».
- Но тут тоже все непросто, - рассказывает руководитель фермерского хозяйства, специализированного на выращивании букетных цветов, Кобил Актамов. – Если человек хочет сразу где-то арендовать помещение и начать реализовывать цветы, то он столкнется с массой трудностей. Во-первых, ему надо точно знать спрос и предложение, сколько цветов он может продать, сколько нужно заказывать заранее и т.д. Неправильные расчеты могут привести к большим убыткам. Во-вторых, человек, который купил у нас цветы для дальнейшей реализации, даже уже портящиеся цветы не может отдавать ниже той стоимости, по которой он их приобрел у нас. В противном случае он работал бы себе в убыток. В-третьих, надо разбираться во флористике, уметь составлять букеты или нанимать такого человека. А это тоже расходы. Но все же «купи-продай» легче, чем самому выращивать цветы.
Хозяйство К. Актамова расположено в местечке Гулабад, в Самаркандском районе. Его семья уже давно занимается цветоводством, она имеет один гектар земли под открытым небом, с марта по ноябрь здесь выращиваются различные цветы. Продукцию отдают оптом цветочным магазинам, организациям. Но таких, как он или И. Рузиев, кто выращивает цветы сам, в Самарканде можно посчитать по пальцам одной руки.
Будет ли развиваться в Самарканде цветоводство, как видно, зависит от решения многих вопросов. Пока же оно представлено у нас лишь горсткой «патриотов» отрасли.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
Фото Замиры Балтаевой.