Цифровое поколение: его плюсы и минусы

Говоря о будущем библиотек на Международной конференции библиотекарей стран СНГ, прошедшей 15-16 мая в Самарканде, среди прочих поднимался вопрос молодого поколения читателей, его особенностях, как с ним работать. Особый акцент на этом сделала академик Международной академии информатизации, доктор педагогических наук, профессор Наталья Гендина, выдержки из доклада которой предлагаем читателю.

За последние десять лет произошло немало изменений в обществе, в технологиях, которые мы, педагоги, учителя, библиотекари, родители, должны непременно знать. И одним из ключевых моментов в понимании этих изменений является ознакомление с теорией поколений.

Теория поколений была предложена в 90-е годы прошлого столетия американскими учеными Уильямом Штраусом и Нилом Хау. Это междисциплинарное исследование, которое подчеркивает разницу в убеждениях людей разных поколений. Поколение, согласно концепции ученых, - это не просто люди, которые рождены в один и тот же отрезок времени (период в 20 лет). Они должны испытывать влияние одних и тех же исторических событий, разделять определенные общие убеждения и модели поведения.

Сейчас выделяются такие поколения, как «бэйби-бумеры», «икс», «игрек» или «миллениалы», «Z», говорят уже о поколении «альфа». Например, в Российской Федерации живет одновременно шесть поколений, чьи установки и мировоззрение отличаются от людей, родившихся в 2003-2023 годах. И надо сказать, что цифровизация придала научной теории необычайную актуальность.

Нынешнее цифровое поколение (его еще называют сетевым) - это люди, которые по разным данным родились в период с 1985 года по нынешнее время, связанное с цифровой революцией, бурным развитием цифровых технологий, когда социализация людей происходит в условиях цифровых технологий, которые внедрены в обыденную жизнь, образование, профессиональную деятельность.

Поколение «Z»

Анализируя, что же отличает цифровое поколение «Z» (2003-2023 годы), прежде всего, бросается в глаза установка современной молодежи на индивидуализм, собственную исключительность, уникальность. Для этого поколения удовольствия, радость жизни понимаются как высшее благо и смысл жизни. Отсюда главный запрос от жизни - быть счастливым, при этом наблюдается нетерпение к трудностям. Одной из установок является мысль о том, что работа должна приносить удовольствие, желательно доход, но не отнимать много времени. Также поколению «Z», жизнь которого проходит в социальных сетях, необходимо постоянное получение одобрения, «лайков».

Заслуживает внимания желание современной молодежи получить комфорт и какие-то материальные блага немедленно. Вере в легкий и быстрый успех способствуют Интернет-среда, блогеры, инфлюэнсеры, которые, имея за душой 8-9 классов образования, извещают о том, что они уже миллионеры и достигли этого без особого труда.

Говоря о ценностных ориентациях цифрового поколения, еще можно назвать активное погружение в виртуальную среду, когда постоянно должны быть на связи, транслировать себя, а как только пропадает Интернет, то и жизнь как бы заканчивается, становится неинтересной. Происходит это потому, что все больше времени современные дети, подростки проводят в мире гаджетов. Круглосуточный доступ к Интернету, постоянное присутствие в социальных сетях стирают грань между виртуальной и реальной жизнью. Поэтому взаимодействие в сети воспринимается как взаимодействие в жизни.

При этом надо понимать, что цифровое поколение характеризуется высоким уровнем технологической грамотности и способностью быстро разбираться во всех новых приложениях, социальных медиа. Соответственно, высокая техногизация, хорошая ориентация в мире цифровых технологий принесла свои добрые плоды.

Социологи говорят, что молодежь полностью готова к цифровой экономике. Опрос показывает, что более 70 процентов молодежи готовы и предпочитают удаленный формат работы. Очень важным является позитивная тенденция в стремлении реализовать так называемый принцип «обучение всю жизнь» и сразу в нескольких областях одновременно. Способность к саморазвитию коррелирует с готовностью использовать любую информацию, быстро добывать сведения из Интернета, реагировать на них. Множество примеров, когда молодежь оказывает помощь в разных сложных ситуациях людям, пишущим о своих проблемах. Это могут быть просьбы в получении контента, программ и даже денежных средств.

Очень много написано о многозадачности поколения «Z», то есть способности выполнять одновременно несколько разных дел на разных гаджетах, при этом еще что-то выполняя в обычном, аналоговом мире.

Обратная сторона

К минусам характеристики времени и поколения «Z» можно отнести развитие транзитивного типа памяти. Все больше молодой человек, особенно учащийся, предпочитает не запоминание содержания, а запоминание путей того, как это найти. То есть, без Интернета знания станут недоступны. Большую опасность представляет затруднительность работы с длинными текстами. Цифровому поколению проще воспринимать все в виде комиксов, коротких текстов и видеороликов. А это опасная тенденция, так как развивается поверхностность в рассуждении во всем.

Та же самая многозадачность привела к тому, что хватаясь то за одно, то за другое, юный пользователь Интернета или социальных сетей не способен к пониманию того, что он получает, отсюда появление так называемой контентной слепоты. Это неспособность понять смысла содержания, понять, что есть хорошо, а что плохо. В связи с тем, что средний период удержания внимания на одном объекте составляет восемь секунд, отсутствует концентрация внимания, а в результате пользователь в сети просто «зависает». У него нет волевых качеств, позволяющих ему прекратить бессмысленные просмотры постов социальных медиа, каких-то мемов и так далее.

Говоря о необходимости быть готовым воспитывать цифровое поколение, хотелось бы подчеркнуть актуальность этой проблемы и для Республики Узбекистан, где более трети населения - это дети и молодежь. В докторской диссертации заместителя председателя Комитета по вопросам молодежи, культуры и спорта Сената РУз Дилором Ташмухамедовой анализируется узбекская интернетактивная молодежь. И этот «портрет» совпадает с постулатами, которые упомянуты ранее.

В исследовании говорится, что узбекская активная молодежь обладает цифровой грамотностью, ведет активный образ жизни в онлайн  пространстве, предпочитает онлайн-образование, формирует виртуальную репутацию и очень заботится о самовыражении в онлайн-среде, включая виртуальные отношения. Словом, поколение «Z» в Узбекистане ничем принципиально не отличается от своих сверстников в других частях мира.

Но при этом Д. Ташмухамедова подчеркивает, что открытый 24 часа в сутки доступ к информации приводит к тому, что ребенку, подростку, молодежи попадает не только полезная, образовательная, культурная информация, но и деструктивная, связанная с экстремизмом, антиобщественным поведением, нарушением норм семьи и общества. Она подчеркивает опасность ослабления роли семьи в социализации, которую подменяют социальные сети, нередко нивелируя традиционные ценности. Если раньше авторитет старших для детей был не пререкаем, то сегодня дети, благодаря Интернету и информационным технологиям, опережают родителей по широте знаний, они могут зарабатывать больше их, у них полезные социальные связи. Отсюда и снижение уважения и почтения к старшим.

В заключение отмечу, что сегодня любой человек, который занимается информационной культурой, медийной информационной грамотностью, сам должен постоянно учиться. Цифровые технологии стремительно меняются и нужно поспевать за ними, если мы беспокоимся о нравственном здоровье детей и молодежи. Нельзя запрещать что-либо или отбирать те же гаджеты, это неэффективный метод. Мы, взрослые, должны сами уметь эффективно использовать социальные сети, мессенджеры, создавать и обмениваться контентом в разных сферах, разбираться в технологических новинках, быть активным в Интернет-среде. И, конечно, нам надо знать, как выявлять деструктивный контент и как противостоять нарастающему потоку деструктивной информации, нужно специальное обучение.

Если мы говорим, что библиотека - это центр продвижения информационной культуры и медийной информационной грамотности, то в нем должно быть интересно юным гражданам, куда они должны приходить с удовольствием. И соответственно надо активно участвовать в молодежных онлайн - сообществах, виртуальных мероприятиях, поддерживать и стимулировать конструктивные инициативы. И особое внимание обращаю, насколько важно создавать позитивный контент, связанный с лучшими достижениями культуры, истории родной страны. Это важно для того, чтобы информационная культура стала неотъемлемой частью культуры современного человека.

Подготовила Анастасия ПАВЛЕНКО.