Чтобы было светло на земле…
Килич-ака Мартабаева в Каттакургане люди знают как известного шахтера. Долгие годы он работал в управлении шахтастроя, расположенном в поселке Ингичка. Сначала он был электрослесарем, а затем электромехаником.
- В «шахтастрой» устроился после окончания средней школы №15 города Каттакургана, - вспоминает Килич-ака. - В связи с тем, что семья у нас была большая, я вместе с другими братьями работал электрослесарем и помогал отцу. Шахта - удивительный город под землей. Когда в первый раз спускался через шахтную клеть, не знал, чего ждать. Оказавшись на глубине, некоторое время адаптировался к новому миру, где много железнодорожных путей, капает вода, гудят двигатели…
Тонкостям ремонта различных инструментов Килич-ака научился у отца, который был мастером на все руки. Он мог починить вышедшие из строя паяльную лампу, швейную машинку, сепаратор и другую бытовую технику, которую соседи приносили на починку.
Конечно, какое-то время молодому парнишке в работе помогали опытные электрослесари. В зависимости от разряда, он выполнял простые или сложные работы. Например, заряжал аккумуляторные батареи с установкой их на зарядные столы и электровозы, проверял их состояние, настраивал автоматы, ремонтировал трубопроводы, работающие под давлением и т. д.
Через год работы К. Мартабаева призвали на службу в ряды Вооруженных сил. Военную службу он проходил в Германии, а после продолжил работать в управлении шахтастроя и одновременно стал учиться заочно в Алмалыкском горно-металлургическом техникуме. После окончания данного учебного заведения он получил должность электромеханика.
- Как и в других шахтах, работа у нас круглосуточная, - продолжает Килич-ака. - После того как я стал электромехаником, у меня появилось больше ответственности. Теперь в моем подчинении было 10-15 электрослесарей. Уже в 8 часов утра я давал всем им задания, каждый из которых имел свое направление, и в течение дня контролировал их выполнение. Конечно, это была непростая задача, поскольку рабочих инструментов на шахте не так мало, кроме того, для шахтеров необходимо создать условия, чтобы работа продолжалась без перерыва. Шахта – не маленькое предприятие, где-то может перегореть лампочка, выйти из строя перфоратор или насос. В этом случае его немедленно нужно отремонтировать или обеспечить за счет резерва. После шести часов работы нужно было определиться с планом работы на завтра. Для этого приходилось спускаться под землю, проверить состояние рабочих инструментов, обеспечение шахтеров светом и воздухом. Поскольку они выкапывали шахту, как у нас говорят, на «горизонте», и уходили вперед, нам нужно было переместить свет и воздух поближе к ним. Работа была не из легких, не случайно у шахтеров 10 лет стажа идут за 20 лет.
Килич-ака Мартабаев 20 лет плодотворно проработал в управлении шахтастроя. В годы независимости упал спрос на вольфрам, основным покупателем осталась только Россия, и шахта прекратила свою деятельность. Тогда герой нашего очерка начал заниматься предпринимательством. Открыл свой цех по изготовлению гипса, которым в настоящее время руководит его сын Максуд.
В 2013 году Килич Мартабаев ушел на пенсию в возрасте 50 лет. Три года спустя его избрали председателем родной махалли им. Усмана Насыра г. Каттакургана. За время своего руководства он внес большой вклад в развитие и благоустройство схода граждан, за что был награжден нагрудными знаками «Махалла ифтихори» и «Мехр-саховат».
Килич-ака и его супруга Саодат-опа воспитали троих детей – сына и двоих дочерей, которые в настоящее время работают в различных отраслях народного хозяйства.
- Я давно не работаю в шахте, но иногда мне снится «ламповый зал» - комната над шахтой, где хранятся вещи шахтеров: «марка», лампа, поглотитель угарного газа – главные элементы снаряжения шахтеров в подземелье, - вспоминает К. Мартабаев. - Там я вижу радостные лица моих друзей-шахтеров - представителей разных национальностей. И мы все поем нашу любимую песенку:
«Горняцкие лампы не гаснут,
Мы путь свой находим во мгле,
Шахтеры живут под землею,
Чтоб было светло на земле…»
Шухрат АНОРОВ.
Фото из архива К. Мартабаева.