Что вызывает тревогу в нашей экономике?

По мере того, как нарастает напряженность в международных отношениях, возникают новые очаги военного противостояния, невольно задумываешься над тем, в каком состоянии находится обороноспособность нашей страны? Предпринимаются ли адекватные меры, которые бы позволили укрепить ее в соответствии со складывающейся обстановкой? Тревогу вызывает то, что государственный бюджет, по итогам первого квартала текущего года, выполнен с еще более отрицательными показателями, чем было предусмотрено при его формировании.

По официальным данным, его дефицит превысил 1,5 миллиарда долларов США. Такое положение дел хотя и объясняется тем, что обслуживание внешнего долга происходит в начале года, но это далеко не единственный фактор, являющийся причиной данного явления. И все же возникает естественный вопрос, почему рост объемов внешних заимствований не способствует сокращению дефицита государственного бюджета?

Не только ВВП

Отметим, что экономика Узбекистана является необоснованно централизованной, в ней продолжает преобладать государственная собственность. Следовательно, рост благосостояния населения страны зависит от решений центра. Так, вопреки всеобщих экономических законов, мы продолжаем осуществлять оценку ситуации с макроэкономическим развитием страны исключительно на основе показателя ВВП, хотя это не единственный показатель, который характеризует динамику данного процесса.

К примеру, компетентные менеджеры первичных звеньев экономики проводят детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности, для чего осуществляется расчет валовой и чистой прибыли, уровня рентабельности, динамики производства продукции в ассортиментном разрезе. Каждый из этих показателей по-своему важен для того, чтобы сохранить достигнутые позиции в сложных условиях рыночных отношений. Обстоятельное изложение делается потому, что такой же подход должен быть присущ и макроэкономическому уровню.

Экономическая теория выработала соответствующие экономические показатели, главными из которых, наряду с ВВП и ВНП, является национальный доход. Не прибегая к нему, нельзя рассчитать объем добавленной стоимости, который получен по стране в результате производственно-хозяйственной деятельности. Подобно тому, как предприятия, вычислив чистую прибыль, делят ее на части - на цели развития производства, материального стимулирования и решение социальных проблем работников - национальный доход также делится на части, используемые на накопление и потребление. Менеджерам высшего звена давно можно было прийти к выводу о том, что оценить эффективность инвестиционной деятельности в целом невозможно без восстановления учета амортизационных отчислений.

При подведении годовых итогов социально-экономического развития страны не раскрывается динамика развития производства товаров, которые носят стратегический характер, например, объемы производства энергоносителей, продукции машиностроения, цветной металлургии. Не ведется сравнительный анализ трудоемкости различных отраслей народного хозяйства, формируемых в них объемах добавленной стоимости, фондах оплаты труда, поэтому сложно говорить о сбалансированном использовании трудовых ресурсов.

Нет научного подхода к размещению производительных сил. Например, за последние годы на создание новых производственных мощностей по производству цемента привлечены сотни миллионов долларов зарубежных кредитов, они практически удвоились, и это несмотря на то, что данный товар в силу высокой энергоемкости не может быть конкурентоспособным на зарубежном рынке. Поэтому они никак не могут достигнуть проектных мощностей, нарушив все нормативные сроки достижения «точки безубыточности», следовательно, не вносят лепту в пополнение доходов государственного бюджета. Причина в игнорировании маркетинговых исследований. Такой подход характерен и для внешнеторговой деятельности, который приводит к серьезному отставанию экспортных поставок.

Белки в колесе

Если рассуждать логически, то основное внимание всех звеньев управления - как республиканских, так и местных - должно уделяться достижению высокорентабельной деятельности производственных единиц. На практике региональные руководители ориентированы на рост числа предприятий, а не на эффективности их деятельности, иными словами, количественный подход продолжает преобладать над качественным. Так как этот процесс происходит вопреки принципам концентрации и специализации производства, тысячи из них крутятся как «белка в колесе», транжиря ограниченные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Для них характерны низкая рентабельность производства, низкая заработная плата, непомерные долги перед государственным бюджетом и поставщиками энергоресурсов. 

В этих условиях весьма странным является равнодушное отношение отечественных экономистов к анализу экономического развития страны. Как можно оставаться сторонним наблюдателем или надеяться на ценные советы зарубежных экспертов, которым невдомек, как у нас происходит сбор данных о производстве товаров и оказании рыночных услуг.

Так, принятые за годы независимости глобальные экономические решения привели к тому, что народное хозяйство Узбекистана приобрело уникальную структуру, которую не встретишь ни в одной другой стране мира. Отказ от коллективной собственности (расформирование колхозов и животноводческих комплексов) привел к тому, что до 2/3 плодоовощной и более 90 % животноводческой продукции выращивается в индивидуальном секторе, который характеризуется низким уровнем механизации, отсутствием связи с наукой, примитивностью принятия управленческих решений. В данном случае речь идет о четверти ВВП страны. Чрезмерная централизация управления аграрным сектором, когда 60 % орошаемых земель отводится под размещение пшеницы и хлопка, не способствует росту доходов фермерских хозяйств, механизации производства, улучшению качественных показателей, следовательно, пополнению республиканского и местного бюджетов дополнительными доходами.

Нетрудно догадаться, где кроется главная причина самых низких объемов инвестиций, а значит, низких темпов развития аграрного сектора, отсутствия сбалансированности в развитии растениеводства и животноводства, деградации земель, неэффективного использования водных ресурсов. По нашим расчетам, децентрализация управления и внедрение рыночных механизмов в аграрные отношения, позволят достичь прорывных результатов, то есть ежегодного прироста добавленной стоимости на 3-4 миллиарда долларов США.

Разучились считать

В условиях возрастающего глобального спроса на продовольствие, достаточно трех-пяти лет, чтобы создать востребованные мощности перерабатывающих предприятий, и тогда не придется прибегать к баснословным внешним заимствованиям, чтобы инфраструктурные объекты городов и сел привести в надлежащее состояние, реконструировать аварийные школы, надлежащим образом переоснастить больницы и поликлиники.

Нетрудно убедиться в том, что финансовые источники для ремонта дорог, развития системы снабжения чистой питьевой водой, энергоснабжения лежат на вполне доступной поверхности. При благоприятном стечении обстоятельств на приусадебном участке размером в десять соток отдельные дехкане, выращивая овощи, картофель или ягоды, опираясь на примитивную технологию, получают доход, достигающий 60 и более млн. сумов. В то же время валовой доход чуть ли ни половины фермерских хозяйств, специализированных на комбинированном производстве пшеницы и хлопка, с целого гектара не достигает и 25 млн. сумов. Так как они давно забыли о том, что такое учет затрат на производство или себестоимость продукции, то о прибыли или рентабельности не знают и подавно. Казалось бы, есть возможность наверстать упущенное за счет повторного размещения культур на посевных площадях, высвобождаемых после сбора урожая зерновых культур. Но не тут-то было. Так как эти фермеры, в распоряжении которых до 100 гектаров орошаемых земель функционируют без команды агрономов, инженеров, экономистов, программистов, то эти земли беспорядочно сдаются в краткосрочную аренду другим предпринимателям. Этим и объясняется тот факт, что финансовых результатов от такого подхода никакой орган управления не видит.

Такое положение дел в аграрной сфере вызывает серьезные проблемы со статистической отчетностью. Даже министр сельского хозяйства, положа руку на сердце, не может с уверенностью утверждать, какое количество мяса, овощей, фруктов производится в нашей стране, так как Агентство по статистике не предпринимает никаких усилий по внедрению цифровых технологий в сферу учета производства и реализации товаров на приусадебных участках. К слову сказать, их число превышает четыре миллиона единиц. Как результат, неудовлетворительные показатели индустриализации села на основе переработки плодоовощной и животноводческой продукции, проблемы с ее стандартизацией, низкая эффективность внешнеторговой деятельности.

Половинчатые, далекие от научной обоснованности меры, которые были присущи реформам в первые годы независимости, привели к тому, что в социально-экономической сфере страны возникли и продолжают сохраняться весьма серьезные диспропорции. Так, 80 процентов денежных доходов населения страны направляются на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг, что приводит к неуклонному сужению емкости внутреннего рынка непродовольственных товаров, ассортимента рыночных услуг. Пока что нет ясных предпосылок к тому, что данная тенденция изменится в положительную сторону, особенно с учетом предстоящего роста тарифов на энергоносители. Можно не сомневаться, что ожидаемый всплеск инфляции приведет к возникновению дополнительных проблем с созданием новых рабочих мест.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что попытки исправить сложившуюся ситуацию с дефицитом государственного бюджета, продовольственной безопасностью, занятостью населения, внешнеторговой деятельностью, опираясь на ручное управление, традиционные формы принятия стратегических решений, без изменения содержания, до сих пор не дали и вряд ли дадут желаемых результатов. Выход из положения видится в отказе от чрезмерной централизации управления и осуществлении реформы производственных отношений, опираясь на успешный опыт и достижения отдельных азиатских стран, передовую экономическую науку и коллективный разум нашего многонационального народа.

В отличие от Австралии или Индонезии, Узбекистан находится в гуще происходящих глобальных негативных событий, в центре зоны интересов мировых держав. Не откладывая в долгий ящик, необходимо сконцентрировать усилия всего общества на поиск внутренних резервов, направленных на стабильное и поступательное экономическое развитие, повышение благосостояния населения, укрепление обороноспособности страны.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.