Что соль для плова, то для человека – слово

«Что руками не осилишь, знаниями достигнешь!» - восточная пословица как нельзя кстати в эти последние дни уходящего лета. Она будет хорошим напутствием всем, кто выбрал жизненный путь, определил место получения теоретических знаний, формирования фундамента будущей профессии. И вслед уже ставшему историей первому международному фестивалю плова в Самарканде хочу вспомнить удивительного ученого, философа-этнографа и знатока узбекской кухни Карима Махмудова.

Знакомство

В аппаратной №8 студии Госкомитета по радио и телевещанию Узбекистана, которая повидала тысячи величайших людей своего времени, шла очередная режиссерская накладка радиопередачи. Как всегда - все на нервах: оператор побежала за фонограммами с шумами и музыкой, а по служебному телефону строго: «Фахрутдинова, на ковер!..». Стало ясно: звонок из приемной председателя. Спустилась на второй этаж, зашла в кабинет, где частенько приходилось бывать.

Поздоровавшись с Убайдуллой Якубовичем Ибрагимовым и незнакомцем, сидящим у окна, услышала в ответ:

- Наш уважаемый гость решил познакомиться с вами, узнав, что именно вы в детской передаче создали «радиофильм-спектакль». Это премьера в истории нашего радио - «звуковой фильм»: слушая, все фантазируют происходящее, - гордо произнес он, обращаясь к гостю, который подошел и пожал мне руку:

- Спасибо, дочка, впервые услышал то, о чем пишу десятилетиями. Хотел бы поблагодарить и тех, кто озвучивал героев вашей сказки о «палов ош».

На глаза навернулись слезы радости:

- Извините, всех героев озвучила я сама.

Нужно было видеть лица гостя и председателя, который вежливо попросил меня вернуться в аппаратную.

Так состоялась незабываемая первая встреча с Каримом Махмудовичем Махмудовым - ученым-философом, этнографом, исследователем, автором книг об истории узбекского кулинарного искусства, гостеприимстве, обычаях и традициях узбекского народа, доцентом кафедры философии Ташкентского государственного университета, величайшим философом XX века, не побоюсь так сказать.

Сын Андижана и Самарканда

Судьба дала ему возможность черпать вдохновение в Андижане - на родине великого сына этой земли Захириддина Бабура. Здесь Карим-ака родился, закончил семилетнюю школу №29 и педагогическое училище №4, работал воспитателем в детских домах №3 и №24 в годы Второй мировой войны. На фронт его не брали: «Сынок, здесь ты нужнее!» - уверяли те, кто уходил защищать Родину.

После победных салютов 1945 года юноша выбрал свой дальнейший путь - величайшее святилище мира - Самарканд. Этот город, овеянный тысячелетиями истории, мечтают увидеть все, кто живет на планете Земля. Именно Самарканд освещал путь Карима-ака, вдохновляя его на поиски и написание того, что веками скрывалось от миллионов.

«Овощи с рисом иметь - с голоду не помереть», «Языком плов не сваришь», «Закрытый казан открой - все плохое меж нами скрой», - гласят народные поговорки. Позже, встречаясь с Карим-ака, я часто слышала меткие народные мудрости, без которых он просто не мог.

Он окончил с отличием исторический факультет Узбекского государственного университета им. А. Навои (ныне СамГУ), во время учебы участвовал в археологических экспедициях, работал на кафедрах археологии и всеобщей истории. Жил тогда в доме на Университетском бульваре, в те времена носившем имя М. Горького. Его студенческие исследования публиковались на страницах прессы как Самарканда, так и страны в целом.

Затем он получил направление на курсы подготовки преподавателей общественных наук в Ташкентский государственный университет им. В. Ленина, где позднее стал старшим преподавателем кафедры философии. Жил в доме на первой улице Узбекистана, открытой в 1938 году и носящей имя Алишера Навои, чей 585-летний юбилей мировая общественность отметит 9 февраля 2026 года.

Карим Махмудович проходил также повышение квалификации в Киевском государственном университете им. Т. Шевченко, и за год пребывания там освоил украинский язык. 1966 год стал для него знаковым - он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук.

- Мне в жизни помогали выдающиеся литераторы - Бобур, Горький, Шевченко, Алишер Навои. Разница в возрасте у нас символическая - всего 485 лет! Но поэтом я так и не стал, - шутил он, не подозревая, что сам оставил не менее весомый памятник о себе: десятки книг с уникальными рецептами узбекской кухни.

Вселенная узбекской кухни

Его первая книга вышла в 1958 году и содержала 60 видов приготовления палов ош, которые приводили в восторг ценителей во всем мире.

Он разработал целую философию питания: еда помогает всему живущему, а правильное питание - величайшая мудрость, которую нужно прививать с детства, начиная с первого глотка материнского молока. Благодаря философскому образованию Карим-ака смог подойти к изучению узбекской кухни не как к набору рецептов, а как к целой культурной вселенной. Она – эта вселенная – включала: историю региона, инвентарь и посуду, диетические и химические свойства продуктов, методы холодной и тепловой обработки, региональные особенности и различия.

«Именно к пониманию этой мудрости и вел всех нас Карим-ака, которому не суждено было перешагнуть ХХ век, прожить долгие годы. Он ушел рано, но оставил то, что помогало, помогает и будет помогать нам. Уверен, произведения вкусной философской мудрости будут печататься, тем более что его вековой юбилей мы будем отмечать в год 585 - летнего юбилея Алишера Навои в 2026 году. И как бы хотелось увидеть книги Карима Махмудова в новом издании. Напомню шедевры народной мудрости: «Палов ош сварится – ценители объявятся! Хлеб - свят, плов благословенен. Гость в дом - огню под казаном гореть. Не беда, если плов будешь есть через раз, главное, следи, чтоб огонь под казаном в очаге не погас. Казан - это мы с вами, и чем мы его заполним, должен думать каждый всю жизнь, зная, что жизнь индивидуума принадлежит не только ему, но и тем, кто рядом и далеко, за тысячи километров», - это отрывки из беседы при последней встрече с ученым-литературоведом, общественным деятелем, заслуженным деятелем науки Узбекистана, действительным членом Академии наук Узбекистана Наимом Каримовым, который прекрасно знал «Ошпаза-бобо», как он по-доброму называл Карима Махмудова, хотя был всего на шесть лет моложе. Но не было оснований не принимать и не понимать друг друга. Наим-ака сожалел, что друг рано ушел - в 1989 году. Сам Наим-ака покинул нас 17 сентября 2023 года, в неполные 90 лет, оставив глубокий след в науке.

«Глаза к плову приводят, сердце - к другу! Жизнь без друга - плов без соли!» - любил повторять знаменитый ошпаз-бобо.

От слова – к мудрости

Сегодня найти учеников Наима Каримова и Карима Махмудова трудно, особенно тех, кто первым прикоснулся к этим легендарным личностям. И все же: «Что руками не осилишь - памятью и знаниями достигнешь!».

В Национальном университете им. Мирзо Улугбека, когда шли экзамены, мне удалось попасть на факультет общественных наук - в то же здание, где когда-то располагался факультет журналистики, на котором мне посчастливилось учиться.

По телефону меня связали с обладателем первой премии Республиканского конкурса «Лучший педагог и наставник», доктором философских наук, профессором Нигинахон Шермухамедовой. Именно она помогла выйти на одного из студентов Карима-ака - Зафара Хашимовича Саидова, кандидата филологических наук, члена художественного совета телеканала «Менинг юртим».

- Он мастерски преподавал философию, - вспоминает Саидов. - Поражали его знания, владение словом, богатый словарный запас. Он часто бывал в Самарканде, и мы думали, что он сам оттуда. У него была страсть - не просто хобби, а великая тяга к науке и поиску доказательств, которые он находил и переносил на бумагу.

Саидов рассказал о работе на кафедре философии гуманитарных и естественных наук, о создании кружков, студенческих научных отрядов, о том, как Карим-ака зажигал интерес к философии.

- Карим-ака был и остается нашим духовным отцом, - говорит Саидов. - Он повернул мою жизнь от «слова к мудрости». Сегодняшним педагогам, студентам, которые впервые переступят пороги университетов Самарканда и Ташкента пожелал бы, чтоб они до конца самоотверженно были верны выбранному пути. Ради наживы не живут, нужно быть, как Карим-ака Махмудов, до конца преданным тому, что выбрал, главное, оставить о себе память, которую не купишь. И не забывать слова народной мудрости: «Ученому во всем удача сопутствует! Учиться – одно дело, обучать – два дела. Жить не торопись, пока живешь - учись!».

Только начало

40 лет своей жизни из прожитых 63-х Карим Махмудов посвятил философскому осмыслению узбекской кухни. Он объездил города и кишлаки, записывая старинные рецепты, пытаясь раскрыть новое звучание древней кухни. Его мечта была проста и велика: показать миру, как философия вкуса соединяет людей.

- Дочка, сможешь ли ты одолеть цикл сказок о том, чему я посвятил жизнь? - спросил он меня на нашей первой встрече.

В ответ я лишь улыбнулась:

- Карим-ака, часто бывая за границей, я слышу вопрос: «Почему у казанов, плит и очагов в Узбекистане стоят мужчины, если кухня - женское дело?» Особенно их удивляет приготовление плова.

Он ответил риторически, с улыбкой:

- Вот и напиши об этом. Не зря же на моих лекциях сидела!

Позже мы виделись - на радио, телевидении, в аудиториях университета. Мне повезло передать его сказки в радиоэфире, но о публикации в газете тогда даже не думала. Время пролетело. Прошли десятилетия. И вот я решилась: сегодня его истории уже «звучат» на страницах газет. И это - только начало!

Флора ФАХРУТДИНОВА.

Фото автора и архива.