Что происходит на макроэкономическом уровне?
заработной платы государственных служащих и работников реального сектора экономики, а также пенсии и пособия;
доходов населения от выращивания и реализации сельскохозяйственной продукции;
денежных переводов трудовых мигрантов.
Доходы первой группы частично растут за счёт средств государственного бюджета, но этот источник является весьма ограниченным. Уже сейчас наглядно бросаются в глаза проблемы с распределением бюджетных средств, которые возникли в связи с возрастанием расходов на дошкольное образование и государственное управление. Доходы второй и третьей группы населения имеют тенденцию к сокращению.
В условиях наличия серьёзных диспропорций в экономике страны, сохранения сложившейся отраслевой структуры, где инвестиции направляются в добывающую промышленность в ущерб трудоёмким отраслям, трудно ожидать роста оплаты труда в реальном секторе экономики. Ситуация усугубляется ещё и потому, что происходит оптимизация тарифов на энергоносители на предприятиях строительной индустрии и общественного питания, на очереди другие отрасли. Кроме того, основная часть предприятий обрабатывающей промышленности чересчур загружена кредитными обязательствами.
Возникающая ситуация требует усиленного внимания и нуждается в принятии кардинальных правительственных решений, способных сохранить достигнутое макроэкономическое равновесие, между совокупным спросом и совокупным предложением. Сокращение доходов сельчан приведёт к проблемам с реализацией продукции швейной, обувной и других отраслей лёгкой промышленности, строительной индустрии, товаров культурно-бытового назначения, то есть отраслей, обеспечивающих занятость населения. При сложившихся структуре ВВП и показателях эффективности предпринимательской деятельности коммерческие банки республики в год выдают на оплату труда денежные средства, эквивалентные 6 миллиардам долларов США. Если эти параметры развития не будут изменены коренным образом, то при росте ВВП на 4-5 процентов, фонд оплаты труда может возрасти на 300 миллионов долларов, то есть ровно на столько, чтобы обеспечить дополнительную занятость 200-250 тысяч человек. В этом случае напряжённость на рынке труда будет возрастать, так как годовой прирост рабочей силы составляет около 550 тысяч человек.
Сложный клубок накопившихся в Узбекистане социально-экономических проблем, требует нестандартных подходов к их решению. На наш взгляд достижению нужных целей могут послужить следующие меры.
Во-первых, совершенствование законодательства, направленного на дальнейшее углубление рыночных реформ, в первую очередь, относящихся к ограничению монополистической деятельности и созданию благоприятных условий для внутриотраслевой конкуренции. Объединение предприятий одной отрасли в искусственно созданные монополии ("Чармсаноат", "Уздунмахсулот", "Ёг-мойсаноат", "Узтекстильпром") противоречит требованиям Всемирной Торговой Организации, членом которой хочет стать наша страна.
Во-вторых, внесение кардинальных изменений в порядок размещения сельскохозяйственных культур на основе проведения глубоких маркетинговых исследований. Создание крупных специализированных комплексно механизированных предприятий по выращиванию овощей и картофеля, а также концентрация производства животноводческой продукции на небольших дехканских хозяйствах, что позволит не только вовлечь эти сферы в организованный оборот, но и создаст благоприятные возможности для их промышленной переработки и поставок на экспорт.
В-третьих, разработка государственной миграционной программы с применением балансового метода использования трудовых ресурсов. Внесение изменений в инвестиционную политику путём создания условий для роста потенциальных возможностей населения.
В-четвёртых, полный отказ от практики искажения статистической отчётности, раскрытие фактического положения дел в отраслях народного хозяйства путём проведения научно обоснованных аналитических работ и принятие на их основе стратегических решений. Возведение прибыли в ранг основного показателя эффективности производственной деятельности.
В-пятых, для повышения инвестиционной привлекательности страны следует отказаться от количественного подхода к созданию новых предприятий, разработать стимулирующие меры для их укрупнения с точки зрения осуществления предпринимательской деятельности в масштабе республики и дальнейшим выходом на зарубежные рынки.
После того, как курс национальной валюты стал определяться по-новому и были приняты меры по повышению достоверности статистической отчётности, стало ясно, что Узбекистан в мировой табели о рангах занимает позиции, далёкие от его богатых потенциальных возможностей и есть большие неиспользованные резервы и возможности для экономического роста. В 2017 году осуществлены широкомасштабные социально-экономические преобразования, которые должны были начаться ещё с началом глобального финансового кризиса. Поэтому ожидать серьёзных положительных результатов от итогов первого года реформ, когда основные усилия были направлены на критическое изучение социально-экономической ситуации в стране, раскрытие и преодоление накопившихся диспропорций, было нелогично.
Но, как справедливо подчёркивает Президент страны, граждане, у которых начинает зарождаться вера в реформы, вправе были ожидать их от 2018 года. Показатели, характеризующие итоги прошедших месяцев, говорят о наличии ряда нерешённых проблем в социально-экономическом развитии с устранением сложившихся за долгие годы сложных диспропорций. Напрашивается такой вывод: в оставшееся до конца года время все усилия правительства, руководителей регионов должны быть направлены на то, чтобы 2019 год наконец-то стал переломным в деле достижения макроэкономической стабильности и повышения благосостояния всех групп населения Узбекистана.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.