Чинара шейха Сухи

Совершенно случайно инициативная группа «Сохраним Самарканд» во время очередного рейда заехала в одну из старейших махаллей города - «Боги майдон». Углубившись немного в гузар, неожиданно слева мы увидели невероятно огромное дерево – раскидистую чинару, вернее, целый «прайд» из сросшихся толстоствольных чинар. При измерении обхват дерева составил 20 метров. Питаемое водами седого Оби Рахмата, чинара «охраняет» древнюю могилу святого, захороненного у ее корней. Мазар и удивительное чудо природы нас заинтересовали. И не зря! Место оказалось с массой загадок и тайн.

По сведениям Монаше Абрамова, написавшего замечательную книгу о гузарах Самарканда, махалля «Боги майдон» возникла в XVII веке на западе города и состояла из узбеков и таджиков, занимавшихся ремеслами (ювелирным делом), торговлей и земледелием. На территории в свое время имелось четыре медресе, пять мечетей, мактаб, три хауза, хонака, караван-сарай, мастерские и множество садов, отсюда и название – Боги майдон – земля садов. За давностью лет обширная территория махалли застроилась и разделилась на гузары поменьше, от медресе и караван-сарая остались воспоминания в старинных книгах, куда заглядывают разве что историки и такие любознательные журналисты, как Тошпулат Рахматуллаев. К счастью, сегодня мой коллега является председателем махаллинского схода граждан «Боги майдон». Он и поведал нам, что за мазар и чинара находятся здесь.

- В начале 2010 года председатель моей махалли, ныне покойный Шухрат Касымов, обратился ко мне с просьбой найти ученого, который смог бы расшифровать старую арабскую надпись, - рассказывает Т. Рахматуллаев. – Надпись была на надгробном камне, который обнаружили на древнем захоронении, называемом в народе «Хазрати Сухи» или «Шейх Сухи». Причем не имелось никаких сведений о том, кто был этот человек. Мне, жителю этой махалли и историку по профессии, стало интересно, и я позвонил известному исследователю Комилхону Каттаеву. Он пообещал помочь. И, действительно, через несколько месяцев в двух номерах газеты «Зарафшон» была опубликована его статья о кладбище и личности шейха Сухи.

«Исследуя средневековые источники, К. Каттаев обнаружил следующую запись: «Кладбище Сайида Мир Мухаммада, известного под именем шейх Сухи, находится на берегу арыка Об, - писал позже сам Т. Рахматуллаев. - В источниках арыки Оби Машхад и Оби Рахмат именуются просто Об (об – вода). Кладбище «Шейх Сухи» расположено прямо на берегу арыка Оби Рахмат. Сухи – это прозвище Сайида Мир Мухаммада, указывающее на местность, откуда родом этот человек».

«В древнеперсидском языке слово «сух» означает лук, – пояснял историк-исследователь Каттаев. – По данным русского ученого конца XIX - начала XX века Василия Вяткина, рядом с Боги майдон было место под названием «Кулбаи Пиёзкорон», где жили те, кто выращивал лук».

Завершая свои выводы, К. Каттаев подчеркивал, что мавзолей, принадлежащий деятелю науки и религии Сайиду Мир Мухаммаду, прозванному шейхом Сухи, имеет историю, насчитывающую не менее 600 лет.

- Самое интересное, - продолжает Т. Рахматуллаев, - Комилхон Катаев высказал гипотезу о том, что именно в этом месте мог быть убит великий Мирзо Улугбек. По его мнению, ученые до сих пор ошибочно искали арык Суж, который упоминал Доулатшах Самарканди, живший в XVI-XVII веках, и рядом с ним заброшенную местность. А надо было найти топонимы «Сух» и «Шайх Сухи», так как нигде в источниках не встречается местность или арык под названием Суж. Оказывается, все дело в грамотности переписчиков и одной точке! По правилам арабской графики, если ставить точку над третьей буквой этого слова, то оно читается «Сух», а если под буквой, тогда читается «Суж». Переписчики древних рукописей допустили ошибку и поставили точку не там, где надо, что и стало причиной путаницы. К сожалению, никто из востоковедов не высказал свое мнение по поводу гипотезы Каттаева...

Мазар шейха Сухи сегодня обнесен кирпичной стеной, в которую вмонтированы мраморные таблички с именами павших в годы Второй мировой войны местных жителей. Однако никакой вывески, указывающей, что это древняя достопримечательность, нет. Ворота на территорию небольшого мавзолея нам открыл Туйчи Бобоев, живущий в 25 метрах от мазара. Крепкому и бодрому старику, которого в махалле называют Якуб-ака, ни за что не дашь 87 лет. Оно и понятно, смотритель всю жизнь занимается велоспортом.

- Больше десяти лет смотрю за мазаром, - рассказывает он, - продолжаю дело праведного Ахмаджона Ходжи Зубайдова, который больше 50 лет назад за свой счет благоустроил это место, ведь раньше оно было совсем заброшенным. Усилиями Ахмаджона-ака над могилой был построен мавзолей, стена, а в стене установлены мраморные таблички. Сегодня я регулярно рыхлю землю, сажаю кустарники и цветы, чищу арык. Но этого, конечно, мало для благоустройства. Несколько лет назад жители махалли обратились в администрацию области с просьбой включить этот мазар в список туристических мест и благоустроить, но результата пока нет…

Тошпулат Рахматуллаев уверен, что этот древний мазар достоин стать культурной достопримечательностью и местом паломничества. Готовы финансово поддержать благоустройство и здешние предприниматели. Однако пока ни управление культурного наследия, ни управление архитектуры не представили своих заключений и проектов на этот счет. Впрочем, чинара, возможно, когда-то посаженная самим шейхом Сухи 600 лет назад, о которой заботятся трудолюбивые руки Якуб-ака, растет и радует своей прохладной тенью в летний зной без всяких проектов…

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.