«Чимилдык» Мирсаида Саматова

Между живописью и квилтингом, видимым и осязаемым, обыденной реальностью и невыразимой запредельностью… Да, непросто определить одной фразой выставку известного самаркандского художника Мирсаида Саматова «Чимилдык», которая сегодня представлена в арт-галерее «Айсель». Впечатление она оставляет совсем необычайное.

И безумно интересные работы, и сам их удивительный творец, и те, кто стал идейным вдохновителем создания картин – всё в день открытия таинственного «Чимилдыка» помогли обнажиться доселе забытым чувствам и вернуться на мгновение в детство. Ну как не стать маленькой, когда на тебя весело смотрят танцующие лоскутки? А забавный шагающий ослик из ниток? Ведь он, хоть из ниток, но самый настоящий. Изнутри настоящий. Как в мультфильме «Варежка» Р. Качанова, где рукавичка стала славным щенком.

И всё-таки, несмотря на легкость и детскую веселость, выставка Мирсаида Саматова далеко не легкомысленная и отнюдь не смешная. В каждой работе, где переплетаются лоскуты, нитки, живописные мазки, своя философия, своя жизнь. И каждый зритель в ней увидит свое собственное отражение, то, что когда-то спряталось глубоко внутри и ждет своего часа быть раскрытым, узнанным.

Может, поэтому художник и не дал названия своим картинам, не стал их ограничивать рамками одной вербальной идеи, оставлять зрителю «зацепку» для мысли. «Зачем лишать людей фантазии», - воскликнет потом Саматов в короткой полемике с искусствоведом Натальей Никитиной. Тончайший психолог, а скорее, поэт изобразительного искусства, она посетовала на то, что ни у одной работы нет названия.

А началось всё с того, что как-то хозяйка галереи «Айсель» и дизайнер одежды Альфия Валиева обронила на очередном дефиле фразу: «Мы даем тканям вторую жизнь». Мирсаид услышал это и неожиданно его озарило: почему бы не дать тканям жизнь третью? Почему бы эти обрывки старинных сюзане, яркого атласа и адраса, кружев ручной работы не заставить говорить, петь, танцевать, жить?..

- Выставка Саматова – это богатейший каталог цветов, в этих смесях цвета и фактуры можно до бесконечности черпать новые идеи, образы, - признается Н. Никитина. – А само название «Чимилдык»? Это же таинство, покров, защита, это отдельный космос. И вот под сенью этого космического шатра наши молодые кураторы выставки – художники Хуршед Халилов и Нуриддин Исаев – собрали воедино безудержную фантазию мастера…

- Картины Саматова можно назвать танцующей живописью, - вторит ей художник Андрей Кузнецов, - и в предметных, и в беспредметных работах всё двигается. Здесь работает фактура, пятна краски перестают быть пятнами, а становятся частью жизни картины. Их стоит рассматривать…

- В работах, которые мы имеем счастье видеть, много национального духа, много того, что мы впитали с тех времен, когда наши мамы укачивали нас в гаворе, - замечает писатель Адаш Истад, который один из первых увидел новые картины Саматова в мастерской…

Можно много играть в слова, окутывая метафорами и без того интереснейшую выставку, но лучше всего посетить гостеприимную галерею «Айсель» и погрузиться в созерцание. Оно того стоит.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Для справки

Мирсаид Саматов родился в 1950 году в Самарканде. После окончания школы №8 поступил на отделение архитектуры в Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, который успешно окончил в 1973 году.

М. Саматов участник многих выставок как в республике, так и за рубежом. Его картины находятся в музеях страны, а также в частных коллекциях Германии, США, России, Казахстана.

«Творчество М. Саматова отличается выраженной декоративностью, насыщенностью теплыми красками. В них ощутимо влияние О. Татевосяна, Н. Карахана и Ш. Абдурашидова. В то же время для его картин характерно оригинальное видение мира, который он воспринимает страстно, всей душой, поэтому свои чувства передает с помощью густых красок и их различных оттенков». Н. Норматов.