"Человек с табуреткой"

Мультидисциплинарная программа "Человек с табуреткой" выросла из опыта предыдущих проектов ташкентского поэта и музыканта Ашота Даниеляна, лидера группы "Крылья Оригами", который сотрудничал с рядом других музыкантов, актеров, поэтов, художников и кураторов в различных арт-пространствах. Основываясь на этом опыте, мы решили использовать одноименный проект Ашота в качестве отправной точки для сотрудничества с художниками, работающими в различных творческих дисциплинах в Самарканде, Фергане и Навои.

Мы исходили из того, что мир современного искусства в Узбекистане чрезмерно централизован в Ташкенте, в то время как и в других городах страны существует достаточное количество творческих людей, которым могут быть интересны современные формы художественного выражения. Однако из-за определенной информационной изоляции и отсутствия опыта по взаимопроникновению различных дисциплин творческая молодежь в этих городах часто не имеет полноценной возможности для реализации своего потенциала.

Проект "Человек с табуреткой" способствует решению этой проблемы при помощи серии совместных тренингов, результатом которых становится полноценный мультидисциплинарный перформанс. За структурную основу тренинга мы приняли принцип сэндвича: весь проект начинается и заканчивается неделей очных тренингов и репетиций, между которыми участники в течение месяца работают независимо, связываясь с кураторами в социальных сетях. Методологически были использованы два подхода: наставнический, в котором кураторы непосредственно передают участникам те или иные навыки и знания, и фасилитаторский, где кураторы лишь помогают участникам определиться со своими замыслами и формами их реализации.

Кураторы проекта - Ашот Даниелян, актер ташкентского театра "Ильхом" Владимир Юдин и автор этих строк - довольно плодотворно взаимодействовали с самаркандцами.  Авторы поэтических текстов Аревхат Симоньянц, Кнара Агасарян, Дмитрий Костюшкин и Павел Богдановский, музыканты Григорий Быструшкин, Федор Галкин и Шамиль Гареев, актрисы Светлана Барашева и Светлана Шаруда смогли самостоятельно подготовить и отрепетировать несколько номеров, которые оставалось лишь дополнить, скомпоновать и оформить в концепцию.

Мы изначально не ставили целью превратить наше выступление в акцию, наполненную критическим социальным смыслом, но в итоге коснулись такой важной проблемы в современном искусстве Узбекистана, как цензура, прежде всего бюрократическая. В силу специфики самаркандской команды проект получился в большей степени поэтическим и музыкальным, чем визуальным, хотя фотографии, сделанные самаркандцами, нашли свое место в фоновых видеоинсталляциях для отдельных номеров. Большинство видео было унаследовано из предыдущей инкарнации "Человека с табуреткой", что лишь подчеркнуло стилистическую и содержательную преемственность с предыдущими программами. Этому же способствовали стихотворения Аревхат и Кнары, с аллюзиями на звучавшие в прошлых выступлениях стихи Ашота о дереве и космосе.

Другим источником непрямых цитат в проекте стало творчество американского кинорежиссера Дэвида Линча. Обнаруженное в ходе ноябрьского тренинга сходство одного из видео, сделанного участниками проекта, с линчевским красным занавесом и точечным освещение, было усугублено музыкальными интонациями, вкрапленными в саундтрек к выступлению. Это создало интересную динамику в перформансе, так как разнообразные звуковые формы взаимодействовали с различными по стилистике видео и текстами каждого из авторов: от игривого оптимизма Аревхат до апокалиптических деклараций Дмитрия, от вдумчивой меланхолии Кнары до угрожающей абстрактной отстраненности Павла. В качестве несомненного яркого пятна неприкрытой, но одновременно печальной романтики предусматривалась баллада "Три сердца осьминога" из репертуара "Крыльев Оригами", но ей не было суждено прозвучать на сцене театра Чехова в этот декабрьский вечер.

На сороковой минуте перформанса во всем театре неожиданно погас свет. В полной темноте зрители включили свои телефоны, ожидая, что, возможно, электричество дадут и представление продолжится. Однако минуты шли, а свет не появлялся, и тогда кураторы приняли решение продолжить выступление - без музыки и видео, но с поэзией. Попросив зрителей освещать сцену своими телефонами, Ашот, Павел и Владимир прочитали несколько стихотворений, чем немало порадовали аудиторию, и в итоге перформанс закончился так, как и планировался: совместным ритмическим номером всех участников проекта.

Таким образом мы не стремились к поднятию социально острых тем, но они сами нашли нас. С другой стороны, отключение электричества во многом подчеркнуло единство зрителей и участников в Самарканде, поскольку в аудитории было большое количество друзей, родственников и знакомых, которые на протяжении всего проекта так или иначе поддерживали их. Особые слова благодарности в этом смысле заслуживает руководство театра исторического костюма "Эль Мерос", в частности, Армида Назарян, предоставившая помещение  для репетиций. Большую поддержку также оказали проекту Евгений Романенко, Тимур Азамович, Ильхом Мирзаев и другие жители города, не оставшиеся равнодушными к нашим попыткам оживить художественную среду Самарканда.

Кроме того, реализация этого проекта в Самарканде была бы невозможна без поддержки Швейцарского Посольства и менеджера проектов в области искусства Махбубы Саидахмедовой. В настоящее время мы ожидаем начала второй фазы нашей программы, но теперь уже в Фергане.

Алексей УЛЬКО.