Чегачи – исчезнувшая профессия
Меняется время, меняются условия жизни, технический прогресс приносит комфорт, но и лишает мир каких-то ценностей. Сколько профессий исчезло! Например, с появлением телефона и радио исчезли глашатаи, с водопроводом ушли в небытие водоносы. А сегодня с распространением дешевой фарфоровой посуды не стало чегачей – ее починщиков.
Сейчас чуть ли не в каждом хозяйственном магазине мы можем встретить посуду самых разных видов, размеров, назначения и вкуса. Фарфор и керамика, пластик и металл, словом, есть все, что нужно хозяйке или профессиональному повару. Но каких-то сто лет назад фарфоровая посуда была не столь распространена и считалась признаком достатка в семье, а потому каждую такую тарелочку или чашечку ценили, берегли. И беречь помогали чегачи (кадокчи) – мастера по ее починке.
Как пишет в своей статье Турсунали Кузиев на сайте «Письма о Ташкенте», чегачей сравнивали с работой жаррах-хирургов, дантистов. «В каждом городе или населенном пункте была махалля - квартал чегачей. Они пользовались уважением. Хороших мастеров чегачей почитали, на свадьбах и других семейных торжествах им отводили почетные места. Профессия эта была более востребованной чем ювелирная. Без украшений, без новой тюбетейки или платья можно было жить, можно было залатать чапан. Но если дома посуда разбилась, тут без чегачей было просто невозможно», - пишет Т. Кузиев.
Как работал усто чегачи? Мастер ловкими движениями сверлил особым сверлом части чайников, пиалушек, касушек, а потом скреплял их между собой металлическими скрепками. Скрепление было настолько прочным, что при наливании в такую посуду воды не просачивалась ни одна капля. Надломанный носик у заварочного чайника чинился просто надставкой металлического наконечника. И посуда продолжала служить людям верой и правдой еще долгие годы. Кстати, керамику чегачи на починку не брали. Она хрупкая, ее невозможно зачеганить, как фаянс или фарфор.
Научиться чинить посуду было делом непростым. Мастер чегачи брал всего одного ученика. И когда тот достигал достаточной квалификации, приглашали трех мастеров из трех разных махалли чегачей, которые экзаменовали новоиспеченного. Проверив работу шогирда, давали ему потиха-благословение. Чегачи, получивший благословение, целый месяц должен был бесплатно чеганить фарфор и фаянс у малоимущих односельчан.
В те года пользоваться этой посудой было не зазорно. Наоборот, с гордостью показывали гостям, что мастер чегачи смог собрать чайник из самых маленьких кусочков, и вот уже много лет он служит чаепитию. Не было в те времена клея «Момента», но было чудесное мастерство со своими секретами, которые приводили в восторг многих, в том числе интуристов, нигде в мире не встречавших такого трепетного бережливого отношения к фарфоровой посуде. Они вертели-крутили чайник или чашку и недоумевали, как можно собрать разбитую посуду, а потом спокойно наливать в него воду, пить чай.
Но пришло новое время, и чегачи «пали» под натиском дешевой фарфоровой продукции и, возможно, суеверий, что принимать пищу из склеенной посуды нельзя. Да, есть из разбитой посуды, действительно, не рекомендуют врачи-эпидемиологи, ведь в трещины проникают частицы пищи, которые становятся прекрасным домом для гнилостных и прочих бактерий. Но иной раз всё же пожалеешь об исчезновении профессии починщика посуды, потому как иногда необходимо собрать по кусочкам не тарелку или чашку, а память...
Влад СТАСОВ.