Бюджет области на 2023 год: есть вопросы и предложения
Знакомясь с параметрами бюджета области, можно легко прийти к выводу о том, какой огромный ущерб наносит нашей стране централизация управления, в частности несовершенство межбюджетных отношений. Начнем с того, что доходы местного бюджета прогнозируются в размере 4958,8 млрд. сумов, расходы – 7155 млрд. сумов, а нормативные межбюджетные трансферты, выделяемые из республиканского бюджета, утверждены в сумме 2196,2 млрд. сумов. Возникает резонный вопрос: неужели экономический потенциал Самаркандской области настолько низок, чтобы решать свои проблемы за счет других регионов?!
Конкретными расчетами постараемся доказать, что если бы не чрезмерный централизованный подход к формированию финансовой системы, наша область безо всяких затруднений не только смогла бы сама себя финансировать, но, при необходимости стать донором для других регионов. Судите сами.
Подоходный налог с физических лиц прогнозируется в сумме чуть более одного трлн. сумов, что составляет одну пятую часть доходов бюджета. Это значит, что налогооблагаемая база, то есть фонд оплаты труда в данном случае составляет 8,3 трлн. сумов, которая складывается из заработка 300 тысяч работников со среднемесячной заработной платой в 2,3 миллиона сумов. При общей численности трудоспособного населения, превысившего два миллиона человек, только 15 процентов из них являются плательщиками подоходного налога. Примерно такая же картина по всей республике, но такое положение дел мало кого волнует.
За годы независимости сложилась присущая исключительно нашей стране отраслевая структура экономики, когда организованным сектором охвачено менее половины производства. Более 90 процентов продукции животноводства, половины производства картофеля и плодоовощной продукции приходится на долю индивидуального сектора. Хуже того, в фермерских хозяйствах, в чьем распоряжении находится 50 и более процентов гектаров орошаемых земель, численность постоянно занятых не превышает 6-7 человек. Вместо того, чтобы повысить устойчивость экономики страны в условиях глобализации, расширяя круг организованного сектора экономики, который, безусловно, мог бы послужить внедрению инноваций, совершенствованию технологических процессов, укреплению связей между наукой и производством, мы решили расширить масштабы неорганизованного аграрного сектора. Это противоречит логике хотя бы потому, что задачи по наращиванию экспорта плодоовощной продукции принимают все более интенсивный характер.
Не секрет, в каком хаотическом состоянии находится организация транспортных услуг, - как общественного, так и грузового. Почему бы, пользуясь имеющимся опытом, не приступить к реорганизации этой сферы путем создания юридических лиц, ведь это не только путь к сокращению масштабов теневой экономики, но и к усилению безопасности движения! Что мы видим на практике? Так называемый самозанятый таксист, при месячном доходе в 8-10 млн. сумов, вносит в бюджет чуть больше, чем получающая минимальную заработную плату работница библиотеки.
После того, как были повышены закупочные цены на зерно, мука и хлеб подорожали почти вдвое. Вряд ли кто будет отрицать, что данный процесс привел к росту числа семей, находящихся за чертой бедности. При этом статистика показывает систематическое сокращение производства хлеба, выпекаемое промышленным способом. Вот где огромный простор для привлечения населения в организованный сектор экономики, создания условий для улучшения санитарно-гигиенических условий производства самого главного, жизненно необходимого потребительского товара. Если увеличить мощности по производству хлебобулочных изделий, расширить их ассортимент и качество, то можно значительно улучшить сферу организованного сектора экономики. По нашим расчетам, только в этом направлении в области кроется резерв по созданию 10-12 тысяч новых рабочих мест и параллельного расширения базы подоходного налога с физических лиц.
Создание дополнительных условий для развития предпринимательской деятельности в этом направлении имеет особое социальное значение, - нельзя допустить, чтобы и дальше каждая пятая семья тратила треть своих доходов исключительно на приобретение хлеба. Значительные резервы по расширению базы налогообложения физических лиц кроются в сфере услуг, в частности в общественном питании, розничной торговле, ремесленничестве. Если к их реализации приступить с должной ответственностью и искренней заинтересованностью, то уже в ближайшее время можно удвоить, а то и утроить поступления в местный бюджет.
Таким образом только за счет подоходного налога с физических лиц можно сократить дотационность областного бюджета практически на половину.
Согласно Закону РУз «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год» поступления с налогов на прибыль оставляются в распоряжении области и будут распределены между городами и районами. В соответствии с прогнозными показателями, налог с прибыли юридических лиц предусмотрен в сумме 355, 2 миллиарда сумов. Получается так, что налог с прибыли промышленных предприятий в три раза меньше налога, взимаемого с физических лиц. Попробуем разобраться в причинах такой диспропорции.
Известно, что из 74,5 трлн. сумов ВРП области две пятых приходится на долю промышленности. В абсолютных цифрах это составляет 30 трлн. сумов. Согласно Закону, ставка налога на прибыль промышленных предприятий сохранена на уровне прошлых лет, то есть 15 процентов. Следует признать, что расчет данного налога осуществляется с огромными трудностями и вот почему.
В области функционируют несколько тысяч малых предприятий и микрофирм, в штатном расписании большинства из которых не предусмотрена должность экономиста или бухгалтера. Государственную статистическую отчетность они предоставляют один раз в год, и то через месяц по истечении года. Поэтому говорить об объективности учета затрат на производство и прибыли, ее правильном прогнозировании при расчете налогооблагаемой базы, не приходится. Налоговые инспекции, в штате которых всего 3-4 работника по контролю за деятельностью юридических лиц, не в состоянии выявить объективную картину. С другой стороны, местные органы самоуправления не нацелены на то, чтобы подведомственные предприятия работали с высокой эффективностью, рентабельностью.
Например, как видно из материалов сессии областного Кенгаша народных депутатов, в бюджете города Самарканда от всей суммы налога на прибыль юридических лиц оставляется 10 процентов. Будут ли при таком подходе экономические службы города выявлять резервы, ведь у них все равно забирается 90 процентов начисленного налога? То же самое касается и подоходного налога с физических лиц, ведь городу достается 22 процента начисленного налога. Все направлено на то, чтобы не было заинтересованности к снижению уровня теневой экономики, к расширению сферы ее организованного сектора.
Интересен и такой факт. Если суммировать земельный налог и налог на имущество юридических лиц, то они в итоге получаются меньше, чем сумма штрафов, которые прогнозируются в объеме 182,7 млрд. сумов. Такой подход приведет к тому, что государственные органы, в чью компетенцию входит штрафование, будут максимально стараться правдами и неправдами наращивать этот источник дохода и все потому, что часть этих средств направляется на материальное стимулирование работников штрафующих инстанций.
В заключение хочу обратить внимание на основные прогнозные показатели экономического развития области на 2023 год. Прирост ВРП предусмотрен на уровне 6,1 процента, промышленной продукции 7,3 процента, а сельского хозяйства- 3,7 процента. Известно, что от развития аграрного сектора зависит не только продовольственная безопасность, но и значительная часть экспортных поставок, кроме того, оно является поставщиком сырья для перерабатывающих предприятий. Такую нелогичную картину мы наблюдаем ежегодно, но сказать, что наконец-то изменилось отношение к развитию отрасли, не можем.
Согласно классической экономической теории, аграрная сфера отличается таким техническим строением капитала, что для ее ускоренного развития по сравнению с другими сферами требуется гораздо меньше вложений. Мы поступаем вопреки науке, при таком подходе к развитию аграрной сферы, трудно говорить об обуздании инфляции, сокращении числа бедствующих семей, преодолении дефицита государственного бюджета, отрицательного сальдо внешнеторгового оборота. Тем не менее, еще не поздно внести коррективы в развитие аграрной сферы. Важен также поиск резервов по ограничению сферы теневой экономики, расширению круга ее организованного сектора.
Нет сомнения в том, что Самаркандская область, обладающая огромным научно-производственным потенциалом, сможет стать примером для более эффективного осуществления региональной экономической деятельности, отказаться от иждивенческого подхода к решению социально-экономических проблем.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.