Будет ли в Самарканде дом-музей Бенькова?
Несмотря на то, что Самарканд уже много лет считается своеобразным местом паломничества для художников, до сих пор в городе нет ни одного дома-музея художника, хотя он мог бы быть. Среди множества живописцев, отражавших и воспевавших красоту нашего края, имя заслуженного деятеля искусств УзССР П. Бенькова стоит в числе самых ярких его представителей, более того он считается основателем Школы живописи Узбекистана.
В Самарканде сохранился дом, где жил и работал Павел Петрович, включенный в список культурного наследия Узбекистана. На его фасаде размещена мемориальная табличка, повествующая об этом. Вполне заслуженно вопрос о создании здесь дома-музея его имени неоднократно поднимается в течение ряда лет.
Дом, где проживал с 1930 по 1949 годы П. Беньков, находится на маленькой, тенистой и тихой улице, носившей прежде название «Стадионная». Дом Бенькова - одноэтажное добротное строение с пятью комнатами с высокими потолками, просторным подвалом, верандой и большим некогда садом, возраст которого перевалил за 100 лет. Дом этот, не являясь архитектурной достопримечательностью, в отличие от расположенного рядом дома Шведова, заключает в себе другую ценность. В его стенах жили особенные творческие люди - художники, оставившие в истории культуры Узбекистана значительный след. И хотя его принято называть домом Бенькова, на самом деле в нем долгие годы жили две семьи – Беньковых и Ковалевских.
Сегодня этот дом, особенно двор, к сожалению, значительно потерял свой прежний облик и печать былого времени. Их мы можем увидеть лишь на живописных полотнах, написанных Павлом Беньковым и народным художником Узбекистана Зинаидой Ковалевской. Когда-то здесь кипела настоящая культурная жизнь, задумывались и осуществлялись смелые творческие замыслы. В доме собирались люди искусства со всего бывшего Союза, горячо споря о различных материях, но самые главные споры здесь велись о творчестве, об искусстве. В стенах этого дома рождено множество известных полотен, ставших классикой узбекской живописи. Особенно в последние годы жизни художника, когда он сильно болел и с трудом мог передвигаться, то был вынужден писать свои картины, не выходя на любимые пленэры.
После кончины художника в 1949 году заслуги Павла Бенькова перед страной были оценены как значительные и правительством республики принято решение о переименовании улицы Стадионной в Бенькова. Его имя присвоено и художественному училищу в Ташкенте.
Дух творчества со смертью живописца не покинул стены дома, где еще долгое время продолжала жить и творить его ученица Зинаида Михайловна Ковалевская. При ней дом оставался центром притяжения для творческих людей. Здесь постоянно собирались местные художники: Г. Улько, В. Бохан, Ю. Усаковский и другие. В пустующих комнатах в течение ряда лет проживал известный историк И. И. Умняков.
Весной 1977 года, пока еще была жива З. М. Ковалевская, предпринималась попытка создания дома-музея имени П. П. Бенькова.
26 мая 1977 года принято постановление городского комитета коммунистической партии Узбекистана и горисполкома об организации дома-музея Павла Петровича Бенькова. В нем, учитывая идейное значение художественного наследия П. Бенькова, предлагалось: «Организовать в доме, где жил Беньков П.П., дом-музей как филиал Гос. Музея истории, культуры и искусств УзССР им. Акрамова; установить мемориальную доску с барельефом в доме-музее; выполнение работ возложить на музей имени Акрамова и художественные мастерские города художественного фонда». Председатель правления СамСХ УзССР Э. Д. Алиев вместе с директором музея М. Х. Урмановой одновременно просили рассмотреть вопрос о присвоении имени Бенькова одной из школ города с установлением бюста.
Из документа видно, что для этого имелись многие предпосылки, да и сам дом Бенькова в то время являлся практически готовым музеем. Тогда в нем еще сохранялись обстановка, личные вещи и живописные принадлежности, незаконченные работы и этюды, оставшиеся от Бенькова и самой Ковалевской, а также большая библиотека. Что именно не позволило довести до конца дело, начатое в 1977 году, сегодня уже неизвестно…
Когда в 1979 году из жизни ушла Зинаида Михайловна, в доме продолжала жить ее родственница, последний представитель старшего поколения - Елизавета Андреевна Ковалевская с сыновьями. Пока она была жива, в доме сохранялось все так, как было еще при жизни художников. В 1995 году Елизавета Андреевна умирает и вскоре после ее смерти с домом начинают происходить необратимые перемены. Здесь остается жить один из ее сыновей с супругой. Хотя они прожили в доме Бенькова совсем не много, но при них его содержимое стало активно продаваться, и сам дом был выставлен на продажу.
В 1997 году дом Бенькова купили соседи, которые решили сделать пристройки и снести старую деревянную веранду. Дом постепенно начал терять свою аутентичность. Спустя годы дом Бенькова вновь перепродали, и ситуация с состоянием дома стала еще сложнее. Очередной хозяин в 2021 году, задумав строить большое здание на заднем дворе, начал рыть глубокий котлован без соответствующего разрешения научно-экспертной комиссии Агентства культурного наследия. Но этот процесс был вовремя остановлен общественностью, в частности инициативной группой «Сохраним Самарканд».
В 2024 году в юбилейный год, когда отмечаются одновременно две даты, – 150 лет со дня рождения Павла Бенькова и 75 лет со дня смерти, в Государственном музее истории культуры Узбекистана в Самарканде, где хранится множество живописных полотен самого П. Бенькова и его последователей, состоялось открытие уникальной выставки «Школа Бенькова». Также прошла конференция, где выступали историки и искусствоведы, публицисты и краеведы. Экспозиция продемонстрировала всю мощь и нестареющую ценность наследия, оставленного нам «Школой Бенькова».
Среди множества зачитанных докладов один был посвящен идее изыскания возможностей для сохранения наследия художника П. П. Бенькова и создании его дома-музея. В очередной раз эта мысль получила всеобщее одобрение у собравшихся. Но дальше стен музея идея пока не пошла.
Думается, что необходимо довести начатое в 1977 году дело до конца и преобразовать дом, в котором жил и работал Павел Петрович Беньков, в дом-музей. Тем самым на карте Самарканда появилась бы еще одна туристическая достопримечательность, в полной мере отразившая бы многообразие культурного наследия древнего города, его многонациональную самобытность. И для этого у государства есть сегодня достаточно ресурсов, тем более инициативу горячо поддержит общественность не только Самарканда, но и творческая интеллигенция республики.
Александр ГАЛАК.