Быть ли Самарканду «зелёным»?
Разработка плана действий «Зеленый город» (ПДЗГ) в Самарканде вышла на финишную прямую. На недавно состоявшейся последней общественной консультации представители Европейского банка реконструкции и развития предложили участникам семинара «лонг-лист» из более 30 мероприятий, из которых необходимо было выбрать шесть самых актуальных. Это оказалось непростой задачей, потому что все действия очень и очень важны для города.
О градостроительных приоритетах в Самарканде мы не раз писали на страницах нашей газеты, поднимая эти вопросы с ведущим экспертом по градостроительству, кандидатом архитектуры Рахимом Авазовым. Озвучивались эти проблемы активистами инициативной группы «Сохраним Самарканд» и на предыдущих встречах с разработчиками ПДЗГ. В первую очередь, напомню, что невозможно начинать какие-либо действия без генерального плана Самаркандской агломерации, которого до сих пор у нас нет, хотя о его подготовке заявили еще в 2018 году.
Да, на сегодняшний день застройка Самарканда продолжается: местами по принятому еще в советское время генплану - ныне устаревшему, но, в основном, она ведется хаотично, без учета проектов детальной планировки. Отсюда вытекают все проблемы. Это – бесконечные пробки на дорогах, вызванные отсутствием нормального общественного транспорта и обилием личного, который негде оставлять, кроме как на обочине, сужая полотно и усугубляя ситуацию. Это – переполненные школы, детские сады и поликлиники из-за увеличения жилого фонда без возведения на это же количество людей полагающихся соцобъектов. Это – задыхающиеся от нехватки зеленых зон и свободного пространства жилые массивы, которые уплотнены настолько, что жильцы соседних домов уже вполне могут здороваться за руку через свои окна. Это – энергетический коллапс при малейших погодных перепадах, затопление улиц во время обычных весенних и осенних дождей из-за того же отсутствия комплексного подхода к строительству, игнорирования архитектурно-строительных и санитарных нормативов и правил. Облводоканал, облтранс, энергетики регулярно отчитываются о проделанной работе, но результаты, увы, носят узколокальный и временный характер, потому что структуры не работают согласованно и напоминают героев басни «Лебедь, щука и рак».
Способен ли все эти вопросы решить План действий «Зеленый город»? Безусловно, нет. Это не та задача, которая стояла перед его разработчиками. Представители программы «Зеленый город» ЕБРР еще на прошлых встречах обозначили, что они лишь определяют рамки решения выявленных экологических проблем в сочетании со стабильными инвестициями и политическими мерами. Говоря простым языком, готовится план действий с четким описанием того, что необходимо предпринять в плане экологической устойчивости города и за какие правовые границы не следует выходить, в какие сроки и в какую примерно сумму нужно уложиться. А вот конкретные проекты по каждому пункту плана, если их сочтут актуальными и привлекательными для инвесторов, разработают уже другие специалисты. Это могут быть как отечественные проектировщики, архитекторы, экологи, так и зарубежные эксперты.
Кстати, на последнем семинаре свои услуги по пунктам плана предложили сотрудники Самаркандского государственного архитектурно-строительного университета, пришедшие вместе со своим ректором. Профессор Х. Каюмов, участвуя в дискуссии, неоднократно указывал на возможности вуза в этом вопросе. Будет ли учтено это предложение, пока неизвестно, а пока вернемся к тому, как увидели ПДЗГ Самарканда его создатели.
Более 30 действий включали вопросы землепользования, эффективности зданий и промышленного сектора, транспорта, энергетики, водоснабжения, твердых бытовых отходов, а также изменения климата и устойчивости к стихийным бедствиям.
К примеру, предлагается разработать и принять стратегический план землепользования и концепцию сохранения исторического наследия для принятия территориальных решений, улучшения экологических и социальных показателей. Действие под кодом UD3, которое многие участники семинара отметили как приоритетное, конечно, является фундаментом для всех остальных, включая комплексный план управления водными ресурсами, расширение зеленых зон, снижение загруженности дорог и другие. Интерес представляют межсекторальные действия, такие как картирование экологической ситуации города с применением геоинформационной системы. Предлагается создать цифровую платформу отчетности для привлечения широких слоев населения к выявлению, обсуждению экологических проблем, связанными с ними рисками.
Глобальное потепление планеты также нашло отражение в плане действий. Например, предлагается сформулировать сценарный подход упреждающего управления рисками, связанными со стихийными бедствиями и реагирования на них во всех секторах. Кроме того, провести инвентаризацию парниковых газов на областном и городском уровнях, чтобы понять, какие виды промышленности и отрасли экономики больше всего способствуют выбросам углекислоты. Несколько раз прозвучало в плане слово «энергоэффективность», которое касалось уличного освещения, существующих и новых зданий, промышленных объектов.
- Сейчас главным вопросом, который требует внимания, является сохранение водных артерий Самарканда, - считает кандидат архитектуры Р. Авазов, участвовавший в консультациях с общественностью. – К застройке прибрежной зоны реки Зеравшан промышленными объектами и жилыми массивами нужно подходить более чем осторожно, нельзя допускать уничтожения прибрежных природных ландшафтов, «одевать» реку в бетон. Если продолжатся непродуманные, противоречащие законам и здравому смыслу действия, то в ближайшем будущем мы столкнемся с серьезными проблемами нехватки питьевой воды, сокращением биоразнообразия, ухудшением экологической обстановки в целом. В конечном итоге, мы ускорим и усугубим негативные последствия глобального изменения климата на локальном уровне.
С мнением Р. Авазова согласны и экологи. По словам руководителя ЭКО ННО «Зарафшон», доцента СамГУ Лейлы Беляловой, за последние несколько десятков лет экосистема поймы Зеравшана сильно пострадала из-за антропогенного фактора, река постоянно загрязняется производственными отходами, прибрежная зона и непосредственно ложе реки разграбляются добытчиками песочно-гравийного материала, от некогда пышных тугаев практически мало что осталось на территории Самарканда. Тем не менее шанс на возрождение природы всё еще есть. Например, мы видим, как медленно, но верно возрождается тугай в нацпарке «Зарафшон», который тоже испытал на себе сильное воздействие человека.
- Я хочу поблагодарить всех участников общественных консультаций и еще раз подчеркнуть, что План действия «Зеленый город» - это не просто продукт, который ляжет на стол и его забудут, - отметил операционный руководитель ПДЗГ г. Самарканда Анвар Насритдинов. – Сам процесс его подготовки, через который мы прошли вместе с представителями заинтересованных сторон, уже стал частью культуры города Самарканда. Он научил нас общаться, вовлекать в обсуждение общественность, экспертов, а в итоге рождается полноценный документ, по которому привлечь иностранного инвестора будет намного легче, чем если бы это был проект, который родился бы сам по себе. Безусловно, мы все прекрасно знаем, что нужно сокращать вредное воздействие на окружающую среду некоторых секторов экономики. Но все это не было заключено в одну методологию, теперь она у нас есть. В итоге конечный документ, сформированный в Самарканде, будет признаваться на международном уровне, станет очень полезен городу, его жителям, а в дальнейшем выработанные элементы будут применяться при создании подобных планов в других городах Узбекистана.
В прошедших консультациях приняли участие помощник хокима области по вопросам развития местной промышленности Нозир Ибрагимов, представители самого ЕБРР, непосредственно отвечающие за подготовку и мониторинг проекта, государственных ведомств (коммунальные службы, отдел благоустройства и др.), вузов, общественных организаций и средств массовой информации. На обсуждение каждого действия плана отводилось не так много времени, как хотелось бы, но сам факт, что к представителям общественности стали прислушиваться, уже радует. Обрадует ли самаркандцев, в конце концов, сам ПД «Зеленый город», а особенно его реализация в будущем, покажет время, мы же продолжаем жить в Самарканде и испытывать то, что испытываем…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Для справки
Планы действий “Зеленый город” (англ. Green City Action Plans, GCAPs, рус. – ПДЗГ) призваны помочь городам решить экологические проблемы и адаптироваться к изменению климата. Европейский банк реконструкции и развития обеспечивает финансирование этих планов, а местные муниципалитеты их реализуют. На сегодняшний день к программе ЕБРР «Зеленый город», по данным сайта ebrd.com, присоединилось свыше 50 городов планеты.