Был колледж, стал техникум. Что изменилось?

Реформа системы среднего специального образования на современном этапе развития Узбекистана остается одной из ключевых направлений формирования рыночной модели подготовки кадров.
Действовавшая на протяжении многих лет система 9+3 (общеобразовательная школа – профессиональный колледж) перестала соответствовать современным требованиям рынка труда. Одной из причин провала такой модели специалисты называют отсутствие у действовавшей концепции конкурентных возможностей в системе подготовки кадров.
Действительно, после окончания общеобразовательной школы значительная часть юношей и девушек продолжали образование в профессиональных колледжах. Это позволяло им, помимо школьного аттестата, получить и специальность. Однако гарантированные государственные дотации сводили на нет любые перспективы самосовершенствования системы. Руководители и наставники средних специальных учебных заведений получали зарплату, независимо от качества и результатов своей работы. У большинства персонала отсутствовала мотивация к личному профессиональному росту, модернизация учебной материальной базы осуществлялась по остаточному принципу. В итоге после многолетних дискуссий с текущего учебного года в Узбекистане принят многовекторный принцип подготовки младших специалистов. Наряду с колледжами, профессиональными школами в стране начали действовать техникумы, с корректировкой их деятельности к требованиям сегодняшнего дня. В 2020/2021 учебном году в Самаркандской области действуют 22 таких образовательных центра. На данном этапе они в разной степени финансируются за счет государственных грантов.
- Бывший самаркандский колледж туризма с текущего учебного года функционирует в статусе техникума туризма и сервиса, - говорит руководитель данного образовательного учреждения Шохрух Джуракулов. - Новая форма предусматривает преимущественно платное обучение, однако в текущем учебном цикле нам предоставлена возможность работать за счет государственного гранта. Эта своеобразная «подушка безопасности» в переходный период дает время наработать опыт в новых рыночных условиях.
С будущего года Самаркандский техникум туризма и сервиса перейдет на контрактную основу. Таким образом государственные образовательные учреждения становятся полноценными участниками рынка профессионального образования. Что это даст?
Руководство, специалисты учебных заведений, профильные министерства будут вынуждены активно внедрять методики и программы, гарантирующие подготовку конкурентоспособных специалистов. Доходы наставников и образовательных центров будут в прямой зависимости от взносов учащихся, которые станут тщательно выбирать среднее специальное учебное заведение. Ведь платить за знания и профессиональные навыки им придется из семейного бюджета, а значит, критерии к выбору образовательного центра будут максимально продуманными. Как следствие, благосостояние наставников теперь будет завесить от востребованности предлагаемых образовательных продуктов.
Движение в этом направлении уже началось. Например, в Самаркандском техникуме туризма и сервиса кардинально меняется учебная программа. Основной акцент теперь будет делаться на практические занятия на базах потенциальных работодателей. В этом вопросе ситуация раньше была парадоксальная. Например, практику в отелях учащиеся проходили в так называемые «низкие» сезоны, когда в гостиницах практически не было туристов. Фактически практика была формальной. Теперь руководство учебного заведения совместно с областным департаментом по развитию туризма пришли к соглашению о том, что учащиеся отправятся на практику в разгар туристического сезона. Это позволит будущим специалистам приобретать реальный опыт, а работодатели смогут присмотреться к потенциальным кадрам.
- Начата серьезная работа по переводу преподавания ряда профессиональных дисциплин частично на английском языке - продолжил Ш. Джуракулов. - Это расширит профессиональные навыки будущих работников сферы туризма, а также откроет возможности для работы за рубежом. Готовятся также предложения по продолжению части образования наших учащихся в профильных зарубежных учебных заведениях на контрактной основе.
Новая система открывает возможности для выпускников техникумов с красным дипломом поступать в вузы на основе собеседования. Однако получение такого документа может иметь и коррупционную составляющую. Поэтому прорабатывается вопрос внедрения в Самаркандском техникуме туризма и сервиса кредитно-модульной системы по аналогии с вузовской программой.
Новые условия требуют новых подходов и к материально-техническому обеспечению профессионального образования. В техникуме туризма и сервиса практически решен вопрос приобретения немецкого высокотехнологичного оборудования по изготовлению кондитерских изделий. Инновационные технологии позволят готовить квалифицированных кулинаров и повысят конкурентные возможности учебного заведения. Здесь также планируют восстановить должность мастера. Такие специалисты раньше отвечали за качество практических навыков молодых специалистов.
Туризм и сфера услуг - важные составляющие национальной экономики. В этом году в Самаркандский техникум туризма и сервиса поступили более 300 человек, представляющие все регионы Узбекистана. Это первые ласточки переформатированной системы среднего специального образования. От их успешного профессионального будущего будет зависеть экономическое будущее одного из перспективных образовательных центров древнего города.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ.