Биогаз имеет перспективу

Первую свою биогазовую установку самаркандский энтузиаст Мехрожиддин Мухтаров испытал много лет назад. И уже тогда оценил ее огромные возможности.

С тех пор он непрерывно учится – у ученых-теоретиков, технарей-практиков, бывал за рубежом. Биогазовые установки испытывал в хозяйствах нашей, Ферганской, Сырдарьинской областей, Каракалпакстана. Испытывал не только пути получения биогаза, но и производства экологически чистых удобрений. Ведь с помощью его технологии можно получить жидкие и твердые удобрения. Дело в том, что отходы, поступив в контейнер, начинают вырабатывать газ под влиянием процессов брожения из-за высоких температур. Специальные датчики точно показывают, сколько кубов газа содержится в контейнере. Далее переработанная таким образом полужидкая масса попадает в специальные емкости. После выкачивания жидкости остаётся чистый гумус. Кстати, жидкость – это тоже ценное биоудобрение.

- У нас вообще нет отходов, - говорит М. Мухтаров. – Я во многих районах испытал эту «органику». Результат такой  растения, обработанные мной, всегда были намного крепче, сильнее, устойчивее к болезням и вредителям, чем при обработке химическими удобрениями. У меня есть записи лабораторных исследований, полученных результатов, фотографии и диаграммы роста. Мы сейчас много говорим об экологически чистой продукции. Именно такую продукцию хотят получить от нас и наши зарубежные партнеры. Но мы почему-то до сих пор используем химию…

По словам Мехрожиддина Мухтарова, сегодня уровень развития биогазовых технологий в нашей области находится почти на нуле. Возможно, причина этого кроется в незнании их огромных возможностей. А ведь эти технологии могли послужить хорошую службу в отоплении домов в отдаленных селах, особенно в степных зонах, успешном проведении окотной кампании в овцеводческих хозяйствах. Ведь не секрет, что из-за суровых условий в феврале-марте во время окотной кампании случаются падежи молодняка.

- Иногда меня спрашивают, сколько процентов населения можно обеспечить газом с помощью биогазовых технологий, - говорит М. Мухтаров. – Вопрос некорректен. Многие не совсем правильно понимают суть биогазовых установок. Они не могут решить проблему массового газообеспечения населения. Но могут обеспечить бесплатным топливом отдельно взятую семью. Убежден: в далеких селах, горной местности биогазу просто нет замены. Например, в Китае 35 процентов населения используют биогаз и другие альтернативные источники энергии. Да если хотя бы одну сельскую семью мы обеспечим топливом, это ведь уже плюс.  

Существует мнение, что для биогазовых установок нужны высокие температуры, как наблюдается у нас летом, а в более прохладные сезоны года процессы брожения останавливаются и они не будут работать. Что на эти опасения ответил наш собеседник?

- Это неверно, - говорит Мехрожиддин-ака. - Они же вырабатывают газ. Часть этого газа, причем незначительную, можно пустить зимой на обогрев самой системы. Таким образом, в контейнере всегда можно поддерживать необходимую высокую температуру. А недостатка в навозе у скотоводческих хозяйств никогда не будет. То есть, процесс может длиться сколько угодно. И еще. В природных условиях навоз, и вообще, листья деревьев, кожура овощей и т.д., превращаются в гумус в течение долгого времени. Для этого, по крайней мере, нужно несколько лет. А в биогазовых установках этот процесс проходит в считанные часы. Мои наблюдения, опыты в различных хозяйствах показали: гумус намного улучшает состояние почвы. С помощью биоудобрений я получил хорошие урожаи даже в условиях сильно засоленных почв.

На прощание М. Мухтаров поделился одним секретом:

- У меня есть данные, что после обработки нашими удобрениями фруктовых деревьев в садах знакомых фермеров, на картофельных полях, расположенных рядом, исчезли колорадские жуки. Но об этом мне говорить еще рано. Я должен в этом убедиться лично и неоднократно на опытных плантациях. Если получу хорошие результаты, обязательно сообщу редакции.

Фуркат ТУРНИЯЗОВ.