Беспилотник на службе: вкалывают роботы, а не человек
Внедрение дронов в повседневную деятельность помогает сэкономить человеческие, временные и денежные ресурсы. К примеру, проведение картографической съемки с применением беспилотников менее затратно в сравнении с обычными методами и более продуктивно, независимо от рельефа и других препятствий.
В последнее время в государстве принят ряд решений, связанных с ограничением использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на территории страны. В основном, запреты связаны с тем, что они используются с нарушением воздушного пространства страны, в деструктивных целях. Но ясно, что чрезмерные ограничения могут привести к отставанию в перспективных направлениях, связанных с научно-техническим прогрессом, внедрением инновационных решений во многих сферах жизнедеятельности.
Так, в ноябре принято постановление Кабинета Министров (№ 658), предусматривающее дополнительные меры по использованию дронов. Исходя из документа, на территории страны запрещен незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов, комплектующих и запасных частей. Исключения составляют лишь такие сферы, как Министерство туризма и культурного наследия, дирекция свободной туристической зоны «Чарвак», Национальная комиссия Узбекистана по делам ЮНЕСКО и Геоинновационный центр Агентства по кадастру при ГНК.
- Основные преимущества, которые беспилотные летательные аппараты приносят в геодезические проекты это - экономия времени, затрат и повышение безопасности, - говорит руководитель информационной службы областного управления Палаты государственных кадастров, советник начальника А. Нишанов. - Беспилотники мы используем в мониторинговых работах по выявлению противоправных ситуаций. С их помощью облегчаются ведение земельного учета, оформление кадастровых паспортов зданий и сооружений, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, создание кадастровых карт и уточнение текущей ситуации. В этом они незаменимы.
Всего в областном управлении Палаты государственных кадастров имеется пять комплектов беспилотников марки Phantom 4 Pro и А 6 PLUS. Для их использования сотрудники проходят обучение на 10-дневных курсах операторов БПЛА в Геоинновационном центре. После прохождения теоретической и практической частей, сдачи экзамена им выдается специальный сертификат. На сегодняшний день сертификат получили девять специалистов, семь из которых сегодня работают в органах кадастра.
- Встроенные модуль и полнокадровая камера дрона предоставляют достаточно метаданных, чтобы эффективно сократить количество требуемых наземных контрольных точек (GCPS) до нуля, - говорит оператор БПЛА, специалист информационно-аналитического отдела управления Ш. Сайфиев. – Раньше измерительные работы выполнялись посредством электронных тахеометров и геодезических измерителей JPS. Предыдущие исследования, например, с точностью до 3 см потребовали бы 40 GCPs на квадратный километр. Также требовалось установить трудоемкий тахеометр. Внедрение беспилотных летательных аппаратов это - меньшее количество часов на месте, более автоматизированные процессы и меньший риск для геодезистов. То есть сейчас мы добиваемся получения изображений конкретных объектов или территорий с заданными характеристиками наиболее экономически и технологически оправданным способом.
В деятельность Геоинновационного центра включены организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию функциональных и технических возможностей беспилотных летательных аппаратов, поэтапная локализация производства беспилотников, подготовка специалистов в сфере управления ими. Также здесь можно взять дрон в аренду, но только органам государственного и хозяйственного управления, имеющим специальное разрешение Кабмина. Помимо этого, центр оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию дронов.
- Конечно, перед запуском летательного аппарата учитываются погодные условия, например, если осадки, ветер, слишком жаркая или минусовая погода, они не используются, - говорит Ш. Сайфиев. – Редко, но могут случиться технические неполадки во время полета или он, не реагируя на команды пульта, бесконтрольно улетает. В таких случаях запускается другой дрон, который определяет местонахождение первого, чтобы можно было его забрать. Бывает, конечно, что они ломаются, повреждаются. В таких случаях ремонт производится за счет оператора либо ведомства, исходя от характера поломки.
По словам операторов, квадрокоптеры подходят для исследования локальных зон.
- Перед полетом дрон оснащаем высокоточной камерой, GPS и специальным программным обеспечением, что позволяет проводить съемку местности с точностью до 1-2 см, - говорит Ш. Сайфиев. - Перед запуском вводим координаты старта, посадки и мест съемки. Все выполненные задания он сохраняет в цифровом формате. Если нужно, то он может записывать информацию с привязкой к географическим координатам, что позволяет создавать высокоточные карты как объемных, так и плоских форматов. После выполнения аэрофотосъемки, производится обработка первичных материалов сделанных дронами с использованием специальных программ. Снимки соединяются друг с другом, доводятся до состояния ортофотоплана. Это фотографический план местности, на котором представлена поверхность и объекты на ней с точной привязкой к заданной системе координат. Потом этот материал используется в проектировании, строительстве, эксплуатации местности и другом.
Словом, дрон способен добраться и изучить практически любое место, куда не могут или опасно попасть людям, хотя изначально и долгое время дроны использовались в военных целях. Потребительские дроны появились благодаря любителям радиоуправляемых самолетов. Первые коммерческие модели стоили тысячи долларов, и для их запуска необходимо было разбираться в технике. Такие гаджеты, в основном, использовались для съемок блокбастеров. Затем в 2010 году компания Parrot представила свой квадрокоптер AR Drone, которым можно было управлять с помощью iPhone и iPod Touch. Спереди и сзади у него были камеры, из-за чего управление беспилотником превращалось в своеобразную игру в дополненной реальности. Самое главное было то, что таким дроном было легко управлять - благодаря датчикам, беспилотник сам поддерживал равновесие в воздухе, им нужно было лишь управлять. Это и стало прорывом.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.