Беньков вновь объединяет…

В предпраздничный весенний день в музее, на фоне экспозиции чудесных солнечных полотен Бенькова и беньковцев прошла долгожданная презентация книги художника и краеведа Александра Галака «Павел Беньков и Самаркандская школа живописи». Мероприятие, организованное непосредственно Государственным музеем истории культуры Узбекистана, музеем современного искусства «Рухсор» и областным отделением Союза художников республики, собрал художников, искусствоведов и ценителей творчества П. Бенькова.

Александр Михайлович хорошо известен нашим читателям по своим публикациям в «Самаркандском вестнике» об истории нашего края, его культурной жизни. Он регулярно открывает забытые сегодня имена творцов, внесших вклад в развитие родного города, повышение его культурного уровня. По крупицам собирается информация в госархивах и библиотеках, в личном общении с живыми свидетелями тех или иных событий, чтобы материал был максимально насыщен достоверными фактами, деталями. Поэтому статьям Александра Михайловича верят, их ждут, за них благодарят нашу газету.

Немало статей А. Галак посвятил жизни и творчеству Павла Петровича Бенькова, а также его главному делу – становлению и развитию национальной живописи. «Чтобы сегодня нам было легче понять особенности творческого пути Павла Банькова, следует попытаться увидеть картину тех лет и процессы, происходившие в мире искусства, - пишет он в своем вступлении к книге. – Отличительной особенностью этого материала является то, что он написан в Самарканде, в городе, ставшим для художника источником вдохновения, позволившим в полной мере раскрыться его таланту… В данной работе делается попытка анализа творчества П. Бенькова как художника и педагога».

О Павле Бенькове выпущено немало книг и каталогов, как сказали на презентации, их насчитывается около десятка. Однако творчество и, в целом, деятельность Павла Петровича настолько многогранны, что каждый раз находятся все новые и новые темы для биографов. Мир Бенькова поистине неисчерпаем. К слову, еще ждут своего часа книги о жизни Бенькова в Бухаре и Хиве, его таланте как театрального художника, ведь он немало оформлял спектакли и вообще был, по отзывам, прекрасным декоратором. Однако все признают, что главной темой второй половины жизни Павла Петровича стал Самарканд с его тихими, заросшими тутовником улочками и дворами в солнечных зайчиках, с его такими разными самаркандцами.

Презентация книги, а затем и бюста П. Бенькова, который был выполнен одним из лучших скульпторов страны, академиком Академии художеств Узбекистана Азаматом Хатамовым, стала поводом для того, чтобы вновь поднять вопрос об увековечении памяти основателя школы живописи, создании дома-музея, проведении широкой просветительской работы среди населения. Ведь никто из представителей интеллигенции Самарканда не забыл, как отстаивались и дом, в котором он жил в последние годы, и название улицы в честь Бенькова, которую хотели переименовать невежественные представители махалли.

- Имя Павла Бенькова должно знать молодое поколение узбекистанцев, - сказал директор научно-практического музея-лаборатории Самаркандского государственного университета им. Ш. Рашидова Рахим Каюмов. – Для этого нужно презентованную сегодня книгу перевести и издать на узбекском языке. Стоит молодежи хоть раз прийти в музей и увидеть теплые, передающие восточный колорит прошлых лет картины Бенькова, она будет покорена этим чувством причастности и любви к истории, народу, которые исходят от полотен. Но нужна широкая просветительская работа.

С этим предложением согласились все присутствующие, как и с тем, что необходима установка бюста возле бывшего художественного училища в парке им. Навои. Конечно, для этого требуется подготовить письма от общественности, вынести предложение на самый высокий уровень, согласовать с соответствующими организациями – все в рамках законодательства Республики Узбекистан. И, к воодушевлению организаторов мероприятия, все собравшиеся единодушно поддержали инициативы.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.