Белой акации гроздья душистые…
Если кто хоть раз весной ходил по улице Юсуф Хос Ходжиб (ранее Офицерский переулок, позже Красноармейская), то никогда не забудет дивный аромат, который источают цветущие акации. Два огромных дерева, которым более ста лет, - пожалуй, единственные свидетели жизни скромной семейной пары Скорбачевых. Поселившиеся здесь в самом конце XIX века, они прожили жизнь, посвященную служению Самарканду.
По словам историка Светланы Жуковой, много лет проработавшей старшим научным сотрудником Самаркандского краеведческого музея, Скорбачевы были широкообразованными и очень интеллигентными людьми.
Николай Трофимович, приехавший в древний город из Нижегородской губернии, преподавал долгие годы в школе садоводства, находящуюся недалеко от железнодорожного вокзала. В школе готовились агрономы, дендрологи. Там же располагался и опытный участок в несколько гектаров, где высаживались для адаптации, как и в Самаркандском городском питомнике на бульваре, привезенные в жаркий край саженцы белой акации, гледичии, ясеня, дуба, липы и многих других деревьев. После успешной акклиматизации ранее не росших в этих местах растений их высаживали на улицах нового города. Правда, высаживались не все. Некоторые зеленые «мигранты» оставались на участке, как это случилось с гигантской секвойей. Многие десятилетия она возвышалась во дворе бывшего эндокринологического диспансера, могла бы по-настоящему стать достопримечательностью города, но в 90-е года прошлого века ее срубили. Кто и зачем? История умалчивает, однако по выросшим вокруг многочисленным многоэтажкам понятно, что деревья безнадежно уступают в конкуренции строениям из бетона и стекла.
Панна Андреевна Скорбачева всю жизнь проработала в школе №30 учителем математики. Она была заслуженным учителем Узбекистана, награждена орденом Трудового Красного Знамени. О славной трудовой биографии и учениках этой женщины можно узнать, ознакомившись с личными документами, которые хранятся в фондах Самаркандского областного краеведческого музея. Дочь Скорбачевых передала в краеведческий музей не только архивы семьи, но и предметы быта, одежду, учебники той эпохи. Принимала этот драгоценный историко-этнографический дар Светлана Анваровна, восхищаясь сохранностью вещей...
«Годы промчались, седыми нас делая, где ж чистота этих веток живых», - звучат мысленно слова известного русского романса при взгляде на акации, посаженные у дома Скорбачевых, как и некогда сотни деревьев в их огромном саду, кстати, ныне вырубленных новыми владельцами. Старинные белые акации по улице Юсуф Хос Ходжиб сегодня закатаны в бетон, их нежные листья нещадно ест тля. Деликатная Светлана Анваровна обратилась в областное управление минэкологии и службу карантина растений. От первой организации пока никакой реакции не было, а со второй прислали специалистов, которые взяли листья для анализа – будут обрабатывать химрастворами. О своих переживаниях по поводу деревьев С. Жукова обратилась в редакцию газеты с надеждой, что сохранят живые раритеты, внесут в специальный список и освободят из бетонного плена…
Пока готовилась статья, выяснилось, что в бетонные тиски попали чинары и ясени на улицах Джами (между «Золотым дворцом» и детским садом, в общем дворе напротив Молодежного центра), Бабура (практически вся) и А. Темура (сразу после бара «Блюз» в сторону лицея). По незнанию или со злым умыслом это сделано, нам неведомо. Но зеленые исполины, некогда посаженные и взращенные заботливыми руками, щедро дающие тень в знойные дни ждут сегодня от самаркандцев спасения. Не опоздать бы…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото С. Жуковой.