Бахтиёр Рахимов: «Задача искусства – воспитывать людей»

Заслуженного артиста Узбекистана Бахтиёра Рахимова зрители хорошо знают как талантливого актера театра и кино. В канун новогодних торжеств мы встретились с ним и побеседовали об искусстве, непроходящих ценностях, традициях, его планах на будущее. 

- Мы знаем Вас хорошо по фильму известного узбекского режиссера Зульфикара Мусакова «Подробности осени». Как Вы думаете, почему образ Курбана так понравился зрителям? 

- Я, думаю, это полностью заслуга режиссера. Он сам писал сценарий, сам делал постановку. Мне кажется, Курбан привлекает зрителя тем, что он, хотя и человек с характером, но настоящий мужчина, чувствующий ответственность за свои поступки, человек широкой души. Мне кажется, режиссеру удалось показать некий идеал, к чему должен стремиться человек.

- С Ваших слов об идеале можно сделать вывод, что в этом кроется залог успеха фильма, то есть, я имею в виду фильмов вообще.

- Это очень актуальная проблема для нашего современного кино, на мой взгляд. Задача искусства в том и состоит, чтобы не копировать жизнь, а показать некий идеал, то есть поднять человека над рутиной, показать ему свет в конце тоннеля. Точное копирование жизни вредит искусству. Я в этом уверен, да и в прошлом примеров этому очень много.

- Если так, то как Вы оцениваете современное состояние нашего узбекского кино?

- Вы знаете, конечно, мы живем в новую эпоху, новое время, реалии другие. Многие запретные темы стали возможными, появились новые технологии, фильмы стали ярче, с богатыми спецэффектами. Но мы потеряли глубину. Стала преобладать «бытовуха»: ссоры невесты и свекрови, какие-то шаблонные комедии. Наше кино перестало обращаться к большим философским проблемам. Конечно, и сейчас есть хорошие режиссеры, но их очень мало.

- С чем это связано?

- Наверное, с утратой школы, традиций. Прежние фильмы хочется смотреть и смотреть, они не надоедают. А сейчас посмотрел и забыл. Это все зависит от школы. В этом отношении я не устаю благодарить моих педагогов за то, что они привили нам правильные идеалы. В Ташкентском театрально-художественном институте им. Островского я учился у таких великих, не побоюсь этого слова, педагогов, как наш куратор, Заслуженный деятель искусства Узбекистана Нина Тимофеева, Народная артистка Уз ССР Назира Алиева. Я благодарен им за их требовательность, доброту, профессионализм. Я счастлив, что во время производственных практик в Москве, Ленинграде смог посетить мастер-классы таких мастеров, как Л. Броневой, А. Джигарханян, М. Ульянов, А. Миронов, А. Ширвиндт, О. Ефремов и других. Кстати, наш институт был единственным в Средней Азии в сфере театра и кино.

- Вы сказали, что прежние фильмы хочется смотреть вновь и вновь. Какие фильмы Вы имеете в виду?

- Возьмем хотя бы нашу узбекскую классику – «Об этом говорит вся махалля», «Ты не сирота» Шухрата Аббасова, «Озорник» Дамира Салимова, «Дуэль под чинарой» Мелиса Абзалова и многие другие. Очень люблю Андрея Тарковского, фильмы которого пересматриваю хотя бы раз каждый год и каждый раз нахожу новые смыслы.

- Что можете сказать о театральном искусстве?

- Тут, по-моему, дело обстоит лучше. Наши спектакли успешно участвуют в международных фестивалях, получают призовые места, высокие отзывы критики. Все же это не поток, чувствуется «штучный» труд.

- Какие именно постановки Вы бы могли отметить?

- Если говорить о нашем областном театре драмы и музыки, то тут можно отметить такие спектакли, как «Лейли и Меджнун» в постановке режиссера Узбекского национального академического драматического театра Аскара Холмуминова, который совсем недавно был удостоен Гран-при на международном фестивале в Баку. «Имон» в постановке Народного артиста Узбекистана Ёдгора Саъдиева, «Имам Бухари» Народного артиста Узбекистана Баходира Юлдашева. Не будет преувеличением сказать, что все эти спектакли стали событием в театральной жизни республики. В них подняты большие философские проблемы.

- Какие роли Вам дороги?

- Актер вкладывает всего себя в каждую роль, пусть она даже эпизодическая. Поэтому трудновато ответить на этот вопрос. Хотя мне лично нравится Кент в «Короле Лире», много трудился над образами отца Лейли в «Лейли и Меджнуне», библейского Хобила в спектакле «Хобил и Кобил», профессор Юлдаша Комилова в «Имоне», Мирзо Улугбека в одноименном спектакле.

- Чем запомнился Вам уходящий год?

- Очень рад тому, что наш театр отремонтировали капитально. За это благодарен нашему государству. Это не высокие слова, до ремонта и в зале, и в кабинетах было холодно зимой, не было элементарных условий. Теперь у нас есть все, только работай.

- Что планируете в Новом году?

- Есть планы тесно работать с молодежью. На нас, представителях старшего поколения, лежит ответственность за сохранение всего того лучшего, что было создано до нас. Ведь узбекский театр берет начало именно в Самарканде. Тут в свое время работали такие мастера, как М. Бехбуди, З. Содикова, К. Муслимова, Р. Мансуров, Т. Курбонов, М. Мукимов, Б. Тожиев, Ж. Зубайдуллаев и многие другие. Мы должны сохранить их традиции – воспитывать зрителя, дать ему высокие идеалы, нравственные ориентиры. А для этого надо передать молодому поколению наше бесценное наследие и поднимать уровень самих будущих артистов, режиссеров.

Беседовал Шухрат АНОРОВ.