Авторынок Самарканда: далеко ли до инноваций?

Почти каждая семья мечтает купить красивый и современный автомобиль, но из-за очереди в автосалонах, а также высокой цены автолюбители идут на автомобильный рынок. Пока единственный в регионе автомобильный рынок - ООО "Самарканд инновацион автомашина бозори", расположенный на четырех гектарах территории МСГ "Гулистон" Самаркандского района.

Куда идут сборы?

В недалеком прошлом здесь функционировало фермерское хозяйство "Ок Амур баликлари". Три года тому назад по решению местных властей автомобильный рынок, расположенный рядом с хозяйством, был перенесен сюда.

Каждое воскресенье с полуночи продавцы автотранспорта со всех концов Самаркандской, Джизакской, Навоийской, Бухарской и Кашкадарьинской областей спешат на этот рынок, чтобы занять удобное место для своего автомобиля. Здесь ждут своих покупателей легковые и грузовые машины самых разных марок. С раннего утра огромная территория автомобильного рынка заполняется покупателями. В зависимости от марок автомашин им выделены отдельные площадки. По пути к рынку мы поинтересовались мнением посетителей. 

- Во-первых, рынок находится вдали от города, - говорит житель Тайлякского района Сухроб Толипов. - Во-вторых, дорога к базару очень плохая, хотя рынок называется инновационным, но, кроме камеры наблюдения, там ничего нет.

- Некоторые площадки рынка засыпаны гравием и камнем, а могли бы полностью заасфальтировать, - говорит покупатель из Кашкадарьинской области Нуриддин Джураев. - Ведь за одно место, в зависимости от марки машин, сотрудники рынка собирают от 35 до 80 тысяч сумов. Еженедельно сюда заезжает около полутора тысяч автомобилей. Куда идут эти сборы?

Вход в рынок осуществляется через двое ворот, очередь к которым очень длинная. Длина образовавшейся пробки автомашин у входа в рынок с семи утра до 10:00 составляет более километра.

- Попасть туда очень сложно, пыльная и очень узкая улица, - говорит житель Навоийской области Феруз Раббимов. - На площади отсутствуют навесы, стоишь под солнцем и продаёшь своё авто.

Для создания дополнительных удобств автолюбителям посреди автомобильного рынка функционируют точки общественного питания, но вокруг них валяется мусор.

Проблемы решат, но не все

- Наш рынок был построен за 4,7 миллиарда сумов на собственные средства фермерского хозяйства "Ок Амур баликлари" и начал функционировать в декабре 2018 года, - говорит заместитель председателя ООО "Самарканд инновацион автомашина бозори" Максуд Акрамов. - За прошедший период площадь рынка, вместимостью до двух тысяч автомашин, была полностью покрыта бетоном. Здесь также были построены столовые, навесы и ямы для технического осмотра автомобилей. В ближайшем будущем за счет миллиарда сумов будет заасфальтирован километр входной дороги, которая призвана решить проблему пробок при въезде на рынок. А установка навесов на всей территории требует огромные средства. Пока их нет. На очистке территории рынка заняты 8 технических работников, они отвечают за санитарное состояние площадок. Кроме того, понедельник и вторник у нас считаются санитарными днями. По воскресеньям у нас много посетителей, поэтому наши техработники иногда не успевают вовремя убрать мусор.   

Следует отметить, что с развитием компьютерных технологий возрастает влияние Интернета на развитие автомобильного рынка. Сейчас многие люди пользуются соцсетями и телеграм-каналами для купли-продажи подержанных автомобилей. Торговля новыми автомобилями через Интернет пока незначительна даже в развитых странах.

На территории рынка также предлагают свои услуги агенты фирмы "Автоэълон", которые размещают фотографии продаваемых машин с их техническими данными в Интернете.

"Волга"  и "Нексия" за $5 тысяч...

На площадках рынка можно встретить автомобили и 60-х годов минувшего столетия и современные легковушки.

В центре рынка внимание покупателей привлек автомобиль марки "Жигули", произведенный в 1988 году. Её продавали за 5 тысяч долларов. Мы поинтересовались тем, почему старая машина была оценена так дорого. Оказывается, её продавец, мастер из Бухары установил мотор и ходовую часть от современной автомашины Lacetti. Таким образом она и поднялась в цене.

На соседней площадке стояли "Волги", произведенные в середине 60-х годов, которые оценивались около пятидесяти миллионов сумов. За такие деньги можно купить "Нексию" или "Спарк". Но по словам хозяев легковушек, в настоящее время становится традицией прокатить новобрачных в ставших раритетными автомобили. И поэтому цены таких машин растут. 

Ёрмамат РУСТАМОВ.