Алексиевский собор в Самарканде: судьба одного храма
На восстановление святого храма, приведение его в тот вид, который мы можем сегодня наблюдать, ушло немало физических и моральных сил, а также финансовых средств, которые собирали всем миром.
Большой вклад в восстановление Алексиевского собора внесли самаркандские художники. Тогда перед художниками стояла непростая задача по выбору художественного стиля. К сожалению, никаких фотографий или архивных документов, указывающих на то, как именно выглядел интерьер собора или иконостас, не сохранилось. В итоге решено было взять за основу классическое письмо XV-XVI веков. Одним из первых художников был живописец Алексей Щербаков. Им, в частности, были написаны архангелы Михаил и Гавриил, «Спас нерукотворный». К работе подключились супруги Олег Енин и Евгения Коношенко, оба закончили Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского в 1981 году. Ими была проделана немалая работа, они изучали образцы древнерусского церковного искусства, потом разрабатывали эскизы.
Первой работой Евгении была копия с иконы Андрея Рублёва «Спас в силах». Приблизительно в это же время Олегом были написаны два трубящих ангела, а на стене противоположной алтарю, они вместе во всю стену написали «Воскресение Христово».
Первая литургия в возвращённом храме состоялась 25-го февраля 1992-го года, в день памяти святителя Алексия Московского. С иконой святителя Алексия процессия прошла торжественным крестным ходом через весь город, до собора; в основном, это были бабушки. Возглавлял крестный ход Благочинный, вместе с ним шли настоятель храма св. Георгия, отец Димитрий и пономарь Роман (в настоящее время протоиерей и Благочинный Самаркандской области).
В 1994 году отец Виктор (Панченко) покинул пределы епархии и художественно-реставрационные работы в соборе возглавили О. Енин и Е. Коношенко. Автора этих строк они позвали работать в собор в конце 1994-го года. Собор стоял тогда ещё без куполов. Мне врезалось в память, что на месте купола над колокольней, прямо в небо символично устремлялась лестница.
Помимо художественных в храме велись ещё и строительные работы. Сербские строители только закончили штукатурить (кстати, уровень качества их работы вызывает уважение). Сам храм чем-то напоминал большой муравейник. Каждый занимался своим делом. Производилась замена обветшавших фрагментов потолочного покрытия. Одни работали на крыше, другие восстанавливали крыльцо, третьи делали забор. В храме одновременно работало около 30 человек: сварщики, художники, плотники и каменщики. Самаркандские, простые ребята: братья Владимир и Сергей Кулаковские, братья Виталий, Иван и Вячеслав Капитоновы, Алексей Гордеев и Алексей Пицин. Мастер-отделочник дядя Саша восстановил все изуродованные тяги и лепнину в алтаре, а затем и по всему помещению собора.
В те дни много говорилось о том, что якобы, по словам старожилов, под полами собора проходят тайные ходы и в них запрятаны святыни. Пытались даже делать пробные раскопы в разных местах, но все попытки не дали никаких результатов.
В этот период жизни храма все организационные и административные вопросы решались матушкой Людмилой Улановой и её верной соратницей Галиной Сергеевой. Они обе перешли в Алексиевский собор из Покровского, неся на себе весь основной груз проблем и порою едва сводили концы с концами. Всех работающих нужно было накормить и оплатить их труды, а также найти нужные материалы, но они справлялись.
Свод уже был расписан. Евгения Коношенко разработала эскизы для орнаментальной росписи стен алтаря. Для их воплощения к ней примкнули молодые художники Сергей Зотов, я и Василий Овсюков. Самаркандец Андрей Игнатов красиво, профессионально и быстро вырезал из сосны весь иконостас с орнаментами, царскими вратами и кружевным крестом, венчавшим всю композицию. После этого им же искусно были исполнены и оба клироса. Художник Александр Жмайло написал икону «Вход Господень в Иерусалим», Лада Зикеева - «Введение во храм Богородицы». Позже, в храме святителя Алексия было написано ещё немало икон, над которыми работали Е. Ларина и Анна Сироджева.
В июне 1996 года в Алексиевский собор назначили нового батюшку – отца Александра Поряева. При нём были сделаны и установлены луковки куполов над алтарём и колокольней. Эта работа заняла много времени и сил. Сначала по эскизу сварщики сварили каркасы под луковки. Потом решили покрыть купола медными листами. За эту работу взялся Владимир Рогов. Ещё при отце Александре провели отопление и обложили красивым розоватым мрамором панели собора.
В ноябре епархия отмечала свое 125-летие. Праздник ознаменовался визитом главы Русской Православной Церкви Патриарха Алексия, который приехал 13 числа в Самарканд. В тот день выпал снег, но это не помешало верующим прийти на праздник. В самом соборе было не протолкнуться. Собралось столько людей, как ни до, ни после этого события. Патриарх возглавил освящение престола и всего храма.
Пребывание Патриарха в Самарканде ознаменовалось ещё одним событием, которое горожане помнят до сих пор. Тогда он посетил местную святыню, где по преданию хранятся мощи святого пророка Даниила. Патриарх и все участники торжеств поклонились мощам, пропели величание и отслужили молебен святому возле его мавзолея. У стен этого мавзолея растёт старое дерево фисташки, возраст которого около 600 лет. Оно, по старости, уже практически высохло, но, спустя полгода после молебна, весной, впервые за много лет дерево вновь расцвело.
После трагической гибели в России отца Александра и Владимира Рогова на время все работы по храму приостановились. Почти год за собором присматривал Сергей Зотов. С 1-го августа 1998 года настоятелем собора был назначен молодой иерей, выпускник Ташкентского духовного училища – отец Роман Загребельный. Несмотря на то, что новый священник ещё не имел опыта работы, ему довольно быстро удалось наладить и организовать жизнь на приходе.
В августе 2003 года собор посетили высокие гости - два президента в сопровождении митрополита Владимира - И. А. Каримов и В. В. Путин. Президент Российской Федерации подчеркнул, что он не ожидал и был приятно удивлён, что в таком далёком городе есть столь великолепный храм.
Следующим настоятелем, после отца Романа становится выпускник Ташкентской духовной семинарии - иерей Игорь Бабаков. К приходу отца Игоря внутреннее пространство собора было уже восстановлено и расписан иконостас, но в целом икон в храме было немного и его стены практически пустовали. Отец Игорь решил продолжить работу над украшением и заполнением интерьера храма.
К сентябрю 2007 года было полностью оборудовано помещение для Воскресной школы на восемнадцать человек, которая сразу же стала функционировать. Сделано новое, красивое крыльцо со стороны главного входа. Вокруг собора разбит прекрасный сад и установлено ночное освещение.
Многие люди впоследствии трудились и помогали храму, но хочется отметить хотя бы некоторых из них. Одной из первых пришла работать Нина Михайловна Чудинова – прекрасный повар, очень скромный и добрый человек. Все эти годы незаменимым помощником настоятеля, певчей и преподавателем Воскресной школы является Евгения Борисовна Ли. И третий, о ком хочется упомянуть – это Павел Евгеньевич Семин, мастер на все руки и водитель при соборе.
Отец Игорь служит в Алексиевском соборе по сей день, за это время им сделано немало. Многим прихожанам нравятся проповеди отца Игоря, с которыми он обращается с амвона. При этом постоянно ведётся работа по украшению и благоустройству храма.
Александр ГАЛАК.
P.S. Особую благодарность в написании статьи автор выражает старшему научному сотруднику отдела Истории Самаркандского областного краеведческого музея Светлане Жуковой и востоковеду-арабисту Владиславу Соболеву из Санкт-Петербурга.