Алексиевский собор в Самарканд: судьба одного храма

Более 100 лет в Самарканде, олицетворяя дух святой православной церкви и красоту архитектурной мысли, в центре исторического европейского города стоит собор святителя Алексия Московского. История его создания, а тем более возрождения удивительна и где-то поучительна, поэтому, думаем, будет интересна любителям самаркандской старины.

Изначально этот величественный храм во второй половине XIX века задумывался как главный военный собор города, с целью проведения в нём всех главных церковных праздников и Царских дней с парадами войск всего Самаркандского гарнизона. Но многое из того, что в те годы задумывалось и планировалось, не сбылось. Сначала война 1914 года, а затем и революция 1917-го совершенно изменили ход событий в Российской Империи.

Вопрос о строительстве в Самарканде главного городского собора на 1500 душ впервые возникает в 1888 году. Городские власти планировали выстроить Софийский храм, превосходящий своими размерами и высотой все уже существующие в городе архитектурные памятники и сооружения. В 1890 году из г. Одессы даже был прислан план собора, составленный академиком архитектуры С. Толвинским. В 1899 году был представлен ещё один проект собора, составленный тоже академиком архитектуры А.И. фон - Гогеном.

Отмечу, что к этому времени в городе уже были храмы. Например, в 1882 году по проекту самаркандского архитектора В. Лемке на площади, напротив Военного собрания, был построен новый храм во имя св. Георгия Победоносца. За десятилетие, с 1890 по 1899 годы, в Самарканде, по ходатайству генерал-губернатора графа Н. Ростовцова, были построены ещё две военные церкви - Николая Чудотворца на вокзале и Благоверного князя Александра Невского в загородном военном лагере, при 2-ом Уральском казачьем полке. Кроме того, в 1904 году состоялось освящение церкви во имя священномученика Анфима - Епископа Никомидийского в здании новой женской гимназии на Абрамовском бульваре, а в 1905 году завершилась постройка церкви-школы «Покрова Божией Матери». Но, несмотря на это, священство в своих отчётах постоянно сообщало о том, что храмы переполнены и в них не хватает места, для всех молящихся.

Общую оценку состояния церквей, данную священнослужителями, вполне разделял военный министр Российской империи – генерал-адъютант А. Н. Куропаткин. В 1900 году он составил на высочайшее имя доклад с предложениями по улучшению быта нижних чинов, в котором он писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск». На этом докладе рукою Николая II было написано: «Дай Бог в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что Я считаю делом в высокой степени важным. 23 января 1900 года».

Резолюция стала решающей в деле постройки собора. Его архитектурный проект был разработан военным инженером Фёдором Михайловичем Вержбицким, окончившим Петербургское строительное училище в 1871 году. Проект Ф. М. Вержбицкого отвечал прогрессивным тенденциям в строительстве 20-го века: при минимуме средств достигать максимальной выразительности и эффектности; творчески сочетая в себе традиции русского храмового зодчества с новейшим развитием строительного дела.

Во многих источниках об истории постройки собора Свт. Алексия допускается неточность, что его архитектором является Ф.В. Смирнов, и даже на мемориальной доске написана та же самая фамилия. На самом деле автором изначального проекта был Ф.М. Вержбицкий. А военный инженер-строитель В.Ф. Смирнов, по всей видимости, адаптировал его проект, внеся поправки.

В Российской империи существовала традиция посвящать строящиеся храмы в честь святых, чьи имена носили члены императорской семьи, или особых дат, связанных с ними. Основываясь на этой традиции, новый собор в Самарканде решено было посвятить Свт. Алексию Митрополиту Московскому, так как в июле 1904 года в семье императора родился долгожданный наследник – цесаревич Алексий. В сентябре 1909 года было дано разрешение на начало строительства военного собора, был создан строительный комитет, возглавляемый священником Виктором Моталевым, и собрана огромная по тем временам сумма денег – более 150 000 рублей. Собор был построен, в том числе на пожертвования императрицы – Александры Фёдоровны и воинских чинов.

Руководителем строительства Алексиевского собора, по имеющимся сведениям, был назначен капитан ведомства Самаркандской инженерной дистанции - Виктор Андреевич Войцехович, тоже военный инженер-строитель. Возглавляя постройку собора, В. А. Войцехович предложил сделать в храме полы из специальной высокопрочной плитки.

Собор во имя Свт. митрополита Московского Алексия строился на территории квартала, полностью занятого штабом и военным гарнизоном, на углу пересечения улиц Николаевской и Ростовцева (ныне улиц А. Джами и Бабура Мирзо). Рядом с собором, по улице Ростовцова было построено капитальное здание для благочинного всех военных церквей Самаркандской области, оно же архиерейский дом. Это здание прекрасно сохранилось до нашего времени, сегодня в его стенах располагается военная прокуратура. Во время Первой Мировой войны в Туркестане стали появляться беженцы и военнопленные. Для оказания помощи и их размещения был создан специальный Комитет. Тогда одним из пунктов для них было выделено пустующего здание Свято-Алексиевского собора.

Среди культовых построек того времени собор свят. Алексия поражает своими размерами и строгостью форм. Церковь эта – зального типа, изнутри она решена в виде большого и высокого зала, без опор и колонн, что создаёт впечатление простора и величия. Глубокий и большой алтарь и очень высокий купол. С северной и южной сторон от алтаря находится по одному вспомогательному помещению, пономарка и ризница. С западной стороны собора находится главный вход, по бокам которого имеется два небольших помещения (сейчас там располагается воскресная школа и кухня). Через кухню проходит лестница, ведущая наверх, по ней можно попасть на хоры и колокольню. Хоры очень просторные и способны вместить до 60 человек (певчих), акустика в соборе прекрасная. С западной стороны возвышается восьмигранником колокольня и над нею шатёр с луковичным куполом. Восточный фасад лаконичен и суров. Восьмигранный барабан над алтарём покрыт сомкнутым сводом, окаймлённым снаружи двумя рядами декоративных кокошников и увенчанный небольшой луковичной главкой на круглой, тонкой шейке. Гладь стен оживлена только узкими высокими оконными проёмами типа амбразур и глухими плоскими арками. В тоже время боковые фасады более нарядны. По центру южного, северного и западного фасадов стоит по объёмному крыльцу, которые покрыты скатной крышей, опирающейся на круглые витые колонны. Резные деревянные полотенца придают живой и нарядный характер крыльцу.

Алексиевский собор был создан в формах неорусской архитектуры, но значительно проще и лаконичнее. В нём нет того обилия и перегруженности формами и деталями, которые встречаются в других церквях . Отдельно следует сказать о покрытии полов. Полы покрыты цветной плиткой, сделанной по особой технологии. Цементные квадратные плитки заливались сверху специальной цветной каменной жидкой массой. Они сохранились до наших дней. Качество работ изумительное, и напоминает керамику. Сейчас они находятся не в лучшем состоянии, но учитывая то, что пришлось пережить храму за прошедшие годы, и то, как его нещадно использовали не по назначению, вообще чудо, что они сохранились. На строительство собора ушло несколько лет.

В сентябре 1916 года, последний генерал-губернатор Туркестана – Алексей Куропаткин посещает Самарканд. Во время объезда города он заходит в Алексиевский собор и даёт указание освятить его здание. Спустя 25 дней после его посещения, собор освятили. Первым настоятелем собора был назначен священник Владимир Троицкий, но вскоре на его место прислали священника Павла Матусевича.

В феврале 1917 года в России произошла Февральская революция. Весной было обнародовано известие, что 2 марта 1917 года Российсиий Государь Император - Николай Второй подписал отречение от власти за себя и своего сына - наследника Алексия. Судя по сохранившимся архивным данным, принадлежность собора Святителя Алексия продолжала решаться после этих событий. Далее последовал Октябрьский переворот и Гражданская война. В январе 1918 года, приказом Народного Комиссариата, всех военных священников уволили из армии, упразднив тем самым военное духовенство. 17 июля 1918 года, все члены царской семьи были убиты, в том числе и 14-летний цесаревич Алексий.

Александр ГАЛАК.

Продолжение следует.