Аграрный сектор: семь раз отмерь…
Всё это время зерно и хлопок, традиционно размещаются путём доведения до фермерских хозяйств государственного заказа. До наших дней почти без изменения сохранился разработанный за первые годы независимости присущий госзаказу хозяйственный механизм, при котором в централизованном порядке с фермерскими хозяйствами заключаются договора об обязательном производстве и сдаче государству указанных видов продукции. Минсельхоз планирует среднюю урожайность и в зависимости от этого, происходит финансовое и материально-техническое снабжение исполнителей государственного заказа. Причём все фермерские хозяйства в одинаковой степени, то есть на основе централизованно разрабатываемых норм, обеспечиваются семенами, горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений. Также одинаковым является доступ к сельскохозяйственной технике. До этого года из специально созданного государственного фонда исполнителям предоставлялись льготные кредиты в размере 60 процентов от суммы госзаказа. Их размер зависит от уровня ежегодно определяемых Министерством финансов закупочных цен. До 2016 года они ежегодно индексировались по уровню официально декларируемой инфляции.
На первый взгляд может показаться, что для фермеров созданы самые идеальные условия для осуществления финансово-хозяйственной деятельности и чему должны завидовать сельхозпроизводители других государств. На практике получается так, что ежегодно до одной трети, а в отдельные неблагоприятные по погодным условиям годы и большее число хозяйств, завершают год с убытками, даже справляясь со взятыми на себя обязательствами. Чтобы выйти из такого тупикового положения государство в 2007 году начало оптимизацию фермерских хозяйств путём укрупнения. При этом предполагалось, что у них возрастёт масса получаемого дохода и легче будет с приобретением дорогостоящей техники. Когда такая практика не дала желаемых результатов, решили их разукрупнять. Здесь логика состояла в том, что чем больше число хозяйств, тем больше занятого сельского населения. В последние шесть-семь лет решили, что проблемы легче решать, когда хозяйства будут многопрофильными. На самом деле, идея состояла в том, что убытки от производства зерна и хлопка будут покрываться прибылью, получаемой от параллельного выращивания, скажем, овощей или мёда. При этом не учли, что с такой работой могут справиться только высококвалифицированные специалисты. О том, что все эти меры не помогли решить проблему эффективного функционирования хлопково-зерноводческих хозяйств говорит тот факт, что число экономически несостоятельных хозяйств по республике продолжало расти. На сегодня насчитываются десятки тысяч хозяйств, которые не ликвидированы как банкроты, и в то же время не могут нормально функционировать, так как за ними числятся огромные долги.
Так продолжалось до 2017 года, то есть до момента либерализации валютного рынка. Может возникнуть вопрос - какая связь между производством зерна и определением курса национальной валюты? Оказалось, что самая прямая. Дело в том, что изначально ценообразование на хлопок и зерно было поставлено в зависимость от мировых цен. Было принято решение, что закупочные цены будут составлять 60 процентов от их уровня. Но в результате мирового финансово-экономического кризиса конъюнктура рынка ухудшилась, цены на хлопок поползли вниз. Возникла другая проблема - стал нарастать разрыв между курсом доллара, устанавливаемом ЦБ и биржевым курсом валюты. Как известно, этот разрыв до либерализации валютного рынка доходил до двух раз. В 2016 году средневзвешенные закупочные цены на хлопок-сырец составляли 1,2 миллиона сум. По курсу ЦБ это 300 долларов, а по рыночному курсу 150. Государство фермерам платило за тонну волокна 450 долларов, а экспортировало его по 1600 долларов. Так дальше продолжаться не могло, надо было исправлять перекос в ценообразовании, так как несостоятельные фермерские хозяйства тянули за собой в пропасть промышленные, водохозяйственные и иные предприятия, обслуживающие сельское хозяйство. Начиная с урожая 2017 года, со стороны Главы государства было принято долгожданное решение о коренном изменении ситуации. Закупочные цены на хлопок и зерно одновременно были повышены соответственно на 50 и 20 процентов.
В 2018 году закупочные цены на хлопок-сырец были подняты до уровня мировых цен, а на зерно на 35 процентов. Решено, что теперь льготные кредиты будут выдаваться в полном объёме суммы государственного заказа. Казалось бы, все финансовые проблемы решены и основания для проявления тех казусных моментов, касающихся исполнения госзаказа и, о которых сообщают средства массовой информации, нет. Стало известно, что до сих пор хокимы отдельных областей и районов продолжают применять неприглядные методы административного воздействия по отношению к руководителям фермерских хозяйств, другим руководителям, ответственным за развитие отрасли. Видимо, разобравшись в их причинах, в сентябре 2018 года правительство приняло постановление, направленное на дальнейшее материальное стимулирование производителей зерновых культур к росту урожайности. Суть его заключается в следующем: если фермерское хозяйство по зерну не достигнет урожайности в 30 центнеров, то ставка земельного налога повышается в два раза, а если урожайность будет выше 30, но ниже 40 центнеров, то этот налог возрастает в полтора раза. В дополнение к этому вводится порядок, при котором по мере роста урожайности будет применяться дифференцированная надбавка к первоначальной цене. Примечательным является то, что сделана попытка решить проблему урегулирования производственных отношений на основе рыночных методов. Но большинство экономистов-рыночников могут подтвердить, что принципы, которые заложены в основу данного документа, скорее всего не дадут желаемых результатов по следующим причинам:
во-первых, налогообложение и ценообразование не увязано с качественными параметрами земель, определяемых в балл-бонитетах;
во-вторых, не принято во внимание наличие принципиальных отличий в степени технической оснащённости хозяйств;
в-третьих, поощрительные ценовые надбавки не поставлены в зависимость от прироста урожайности к достигнутым показателям последних трёх лет. Складывается впечатление, что постановление принято в интересах состоятельных фермерских хозяйств, функционирующих на лучших землях;
в-четвёртых, применение ставок земельного налога с завышающими коэффициентами 1,5 или 2 не окажет серьёзного воздействия на деятельность фермерских хозяйств, так как эти потери спокойно можно покрыть путём сдачи земель в аренду;
в-пятых, законодательно не закреплена материальная ответственность водохозяйственных организаций за нарушение договорных обязательств;
в-шестых, кнут и пряник направлены на стимулирование производства пшеницы, хотя реформы в аграрном секторе не могут быть успешными без дополнительного поощрения производства других зерновых культур.
В экономической теории есть понятие дифференциальной ренты. То есть, цены на сельскохозяйственную продукцию формируются таким образом, чтобы они могли обеспечить рентабельное производство продукции, выращиваемой на худших землях. С помощью налогов государство забирает доходы у хозяйств, функционирующих на самых плодородных землях и направляет их на финансирование общегосударственных задач, таких как строительство ирригационных сооружений, мелиорация земель, финансовая поддержка производителей, функционирующих на худших землях.
Практика хозяйственной деятельности подтвердила положение о том, что ценообразование является весьма серьёзным инструментом в деле регулирования экономических отношений. Неосторожное обращение с ним может иметь весьма серьёзные, а иногда непоправимые последствия. Так, повышение закупочных цен на хлопок-сырец до 3,2 миллиона сумов за тонну привело к тому, что волокно теперь достаётся отечественным текстильщикам по ценам выше мировых. Так как основная часть прядильных фабрик морально и физически устарела, обременена кредитными обязательствами, текстильной промышленности республики становится проблематично сохранить ранее достигнутые позиции по поставкам конкурентоспособной продукции на международные рынки. В связи с этим возникает необходимость внесения коренных изменений в хозяйственный механизм производства хлопка, глубокая переработка которого была и остаётся основополагающим направлением обеспечения занятости сельского населения. В связи с тем, что масштабы текстильных кластеров ограничены производственными мощностями прядильных фабрик (переработке подвергается около 60 % годового объёма хлопка-волокна), то было бы целесообразным перейти к созданию крупных, комплексно- механизированных государственных хлопково-животноводческих агропромышленных комплексов с севооборотом люцерны и других кормовых культур. Одновременно необходимо рассмотреть возможность создания специализированных пригородных овощеводческих хозяйств, постепенно освобождая хлопкоробов от выполнения несвойственных им функций. Не секрет, что почти половина фермерских хозяйств не имеет в штате агронома, бухгалтера, инженера, но, несмотря на это, ранней весной руководителю-практику приходится доводить до созревания пшеницу, параллельно с хлопком сажать овощи, кормить пчёл, рыбу, параллельно помогая закреплённым дехканским хозяйствам. Это противоречит как принципам менеджмента, так и простой человеческой логике. Вряд ли таким образом можно решить проблему продовольственной безопасности страны, население которой ежегодно возрастает на 600 тысяч человек.
Будут ли в постановление внесены необходимые изменения, способствующие на деле изменить ситуацию к лучшему, решать компетентным органам. Но они должны учесть, что если вдобавок к вероятному росту цен на продукцию малых промышленных предприятий произойдёт скачок цен на муку и хлеб, возникнет дополнительный повод для усиления социальной напряжённости.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.