Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Настало ли время для выбора?

       Едва завершился визит главы Сената Российской Федерации в Узбекистан, в социальных сетях началась активная дискуссия о возможном вхождении нашей страны в состав Евроазиатского экономического союза, сокращённо ЕАЭС. Немного об истории его создания.  Его основателями в начале 2015 года явились Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан, которых в предыдущие годы объединял Таможенный Союз. Позднее к ним присоединились Армения и Киргизия. Это международное объединение пяти стран, кардинально различающихся по уровню социально-экономического развития, имеет целью осуществление единой таможенной, финансовой и торговой политики, направленной на создание единого рынка товаров, капитала и рабочей силы. Оно призвано служить их общему развитию на основе усиления интеграционных связей и взаимовыгодного сотрудничества. Отличительной особенностью подобных союзов является то, что члены объединения должны вести согласованную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

         На мой взгляд, такая форма интеграционных связей может дать свои положительные результаты в условиях стабильного развития мировой экономики, когда можно предсказать результаты от союзнических отношений. Но когда такой стабильности нет и дует прохладный ветер, каждая сторона будет тянуть одеяло на себя. Естественно, его большая часть окажется на стороне того, кто сильнее. Сказать, что союз ускорил экономическое развитие объединения в целом или каждого его члена в отдельности нельзя. Относительно лучшие показатели социально-экономического развития Казахстана, ВВП которой растёт чуть быстрее остальных, достигнуты за счёт налаживания взаимовыгодного сотрудничества не только со странами-членами ЕАЭС, но и за счёт осуществления успешных проектов с Китайской Народной Республикой, Турцией, ЕС и другими отдельно взятыми странами.

          За последнее время наблюдается несогласованность в действиях между членами Союза. Так, Белоруссия только за последние несколько месяцев заключила контрактов с Украиной на полмиллиарда долларов, не отказывается также от военно-технического сотрудничества с ней. Вряд ли это можно считать согласованной с Россией и остальными членами объединения политикой. Неадекватное поведение Белоруссии можно объяснить не совсем благополучной обстановкой в развитии её экономики. Сама Россия с 2014 года находится под санкциями США и её союзников по НАТО, в связи с чем также переживает нелёгкие времена. Кроме того, ей предстоит вести долгую разборку с Украиной. Её экономика всё еще находится в сильной зависимости от мировых цен на нефть и каждый случай их падения серьёзно отражается в происходящих внутри страны социально-экономических процессах. Из средств массовой информации, в частности телепередач видно, что России предстоит пережить сложный период развития и не только потому, что страны Запада не отказались от своей санкционной политики. При огромном экономическом потенциале, богатстве производственных ресурсов российская экономика не может как следует восстановиться после мирового финансового кризиса 2008 года. То, что здесь ВВП растёт на 1 процент быстрее, чем в передовых странах Западной Европы, не может служить поводом для оптимизма. Неспроста ряд стран Восточной Европы, даже находясь в сложных экономических условиях, и видя, что ЕС тоже начинает давать трещины, не стремится к экономическому сближению ни с ЕАЭС в целом, ни с отдельными его членами в отдельности.

Сказать, что соседняя Киргизия оказалась в выигрыше от вступления в состав указанного объединения, тоже нельзя. Как и прежде её экономика держится на денежных переводах трудовых мигрантов, за три года членства в организации прорывных изменений в экономике этой страны не произошло. Она скорее проиграла, поспешив войти в состав Союза, так как с её географическим положением было выгодней сотрудничать с КНР, а также с ближайшими соседями – Туркменией, Узбекистаном и Афганистаном. Киргизии также не удалось раскрыть свой энергетический потенциал. Этим и объясняется настороженное отношение Таджикистана к вступлению в состав ЕАЭС. Её экономика и традиционные связи с РФ по многим параметрам схожи с Киргизией. Но объективный экономический анализ показывает, что Таджикистан достиг более весомых достижений в своём развитии, нежели Киргизия, член ЕАЭС. Видно с учётом этого, Киргизия решила изменить вектор своего развития. Так, поставлена задача в ближайшие годы нарастить товарооборот с Турцией с нынешних трёхсот сорока миллионов долларов США до миллиарда.

         Теперь о нашей стране. Хотя Узбекистан и не является членом организации, но взаимный товарооборот как с Российской Федерацией, так и с другими членами ЕАЭС растёт достаточно высокими темпами. Этому способствуют соглашения о создании зон свободной торговли, хотя такой подход не касается таможенной и налоговой политики. При этом удивляет то, что к нам в страну практически перестали поступать традиционные ранее товары российского производства, уступив место китайским. В чём же причина? Дело в том, что наши страны настигла общая беда. Вот уже как четверть века не удаётся преодолеть последствия поспешной приватизации, результатом которой стало банкротство нескольких сотен промышленных предприятий. Среди них и такие известные всем нам заводы по производству автобусов, мотоциклов, телевизоров, холодильников, других потребительских товаров. Так что зря некоторые опасаются завоевания нашего внутреннего рынка российскими товаропроизводителями. Вступление в ВТО, предполагает отказ от политики протекционизма, но тогда наши автозаводы постигнет тяжёлая участь, они могут остановиться, не выдержав конкуренции, но скорее не с российскими, а с южнокорейскими компаниями.

          Обзор нынешнего состояния дел в нашей стране говорит о том, что даже не вступив в состав ЕАЭС, можно достигать желаемых успехов во внешнеторговых отношениях. Единственное, что не может не беспокоить, это вопросы трудовой миграции. Около двух  миллионов наших сограждан осуществляют временную трудовую деятельность на территории РФ. Действительно, пока Узбекистан не станет полноправным членом ЕАЭС, они не могут пользоваться теми льготами и преференциями, которыми пользуются там граждане Армении или Киргизии. Но если учесть, что численность трудовых мигрантов из этих стран не столь значительна, то в скором времени Россия начнёт создавать благоприятные условия для трудовой деятельности наших граждан. Это связано с ухудшением демографической ситуации в стране, возникновением дополнительной потребности в иностранной рабочей силе. Конечно, это потребует более активных действий правительства нашей страны в этом направлении. Обобщая вышесказанное, логично предположить, что в складывающейся ситуации очень важны осуществление согласованных действий и поиск новых путей углубления сотрудничества между странами Центральной Азии, как на двухсторонней, так и на многосторонней основе.

         В заключение хотелось бы отметить, что в условиях нарастания напряжённости в международных отношениях, ухудшения конъюнктуры мирового рынка, возникновения торговых  и валютных войн между сверхдержавами каждая страна должна надеяться на собственные силы, сконцентрировав весь свой внутренний потенциал на повышение эффективности национальной экономики. Как можно оперативнее преодолевать накопившиеся за прошлые годы  проблемы, не допускать возникновения новых, получать максимальную отдачу от каждого доллара и сума, вкладываемого в развитие экономики, всячески совершенствовать хозяйственный механизм, внедряя передовые методы управления и опираясь на маркетинг, направлять их на создание условий для вхождения в ВТО – вот что сейчас больше всего должно волновать тех, кто считает себя ответственным за дальнейшее процветание Узбекистана.

          Если будем производить как можно больше конкурентоспособной продукции, соответствующей стандартам стран - потенциальных потребителей, наши товары будут пользоваться спросом независимо от того, входим мы в состав того или иного интеграционного объединения или нет. В крайнем случае, Узбекистан с её многомиллионным населением, сам нуждается в насыщении внутреннего рынка. А рабочая сила, если она в достаточной степени квалифицирована, востребована и в других регионах мира.     

                            Ильхом ВАФАЕВ.