Зоомагазины: торговля без правил?

В грязной и старой кофточке на бесшерстном тельце он стоял в полусогнутом положении в тесной клетке и громко жаловался на свою судьбу каждому входящему посетителю. Огромные инопланетные глаза канадского сфинкса ожидали хоть какое-то сочувствие. За что его, аристократа среди кошек, держат в вонючей маленькой клетке между птицами и другими несчастными собратьями? Он никак не хотел мириться со своей участью быть товаром…

Описанная ситуация – не плод фантазии, а реальная картина, которую наблюдали активисты группы «Сохраним Самарканд» Руслан Хаирнуров, Уктам Норбоев и автор этих строк буквально пару месяцев назад в зоомагазине «Океан» г. Самарканда. В этой торговой точке невозможно было развернуться от всевозможных клеток, аквариумов, мешков и ящиков. Клетки стояли друг на друге с разными птахами, кошками, морскими свинками и прочей живностью. Канареек и попугайчиков объедал перьевой клещ, у печального вида вислоухих котят-шотландцев гноились глазки. По всему было видно, что грязь, скученность и непроветриваемость помещения не способствуют хорошему самочувствию животных. И не только их. Когда мы вышли из магазина, то испытали острый приступ аллергии – сильно зачесались глаза, из носа потекло, в горле запершило. Пришлось даже выпить антигистаминный препарат.

В тот день мы решили посетить еще несколько зоологических магазинов в городе, которых в настоящее время, судя по Яндекс-карте, насчитывается более 20. В некоторых было относительно чисто и опрятно, особенно удивил магазин на «Лимонадке», специализирующийся на продаже птиц. Здесь их не менее ста видов с разных концов планеты. Сам хозяин любит пернатых и знает, как за ними ухаживать, хотя высокая плотность клеток в небольшом помещении – отнюдь не райское место. Объяснил, что будет расширяться и хочет, чтобы его магазин стал любимым местом для посещения детворы, ведь и он тоже когда-то проникся к живому через «Зоологический» на Регистанской.

Кстати, известного в Самарканде магазина теперь нет по старому адресу, он переехал в подвал в этом же доме. Там, в основном, рыбье царство, а птицы, большая часть из которых была на тот момент довольно облезлой и тусклой, встречают посетителей у входа. Помнится, в детстве нравилось приезжать в этот зооуголок и разглядывать разную живность, никогда не вызывавшую чувство жалости или тревоги. Наверное, потому что ухаживали за ними соответственно. Огромный, свободно гуляющий по магазину пушистый черно-белый кот немного напомнил о тех временах.

Неприятно удивил магазин на улице Али Кушчи при своем изобилии товаров для домашних питомцев. Здесь тоже продавали живой товар как неживой. В одной клетке ютилось свыше 30 попугайчиков (и таких клеток было множество), в другой спала, свернувшись клубком, белка – самый прыткий зверек, которому по жизненным показаниям нужно колесо. Но главное – продавались черепашки: по 50 тысяч сумов каждая. Их было, наверное, около 40. Они копошились друг на дружке, как будто какие-то насекомые. А ведь это среднеазиатская черепаха, занесенная в Красную книгу Узбекистана!

То, что мы наблюдали, к сожалению, далеко не сенсация и даже не новость. Периодически в соцсетях люди выставляют посты о том, как человек ради наживы перестает быть человеком гуманным. Но после виртуальной шумихи все остается на своих местах. В этот раз наша группа решила пойти немного другим путем и обратилась с официальными заявлениями в управления по чрезвычайным ситуациям, санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, экологии, охраны окружающей среды и изменения климата. Результат, хоть и не такой громкий, но все же был. В магазине «Океан» провели проверку на предмет соблюдения норм пожарной и санитарной безопасности, владелец предупрежден, ситуация с продажей животных в ненадлежащих условиях исправлена. А вот по поводу краснокнижных черепах пока тишина…

В Узбекистане, в отличие от Российской Федерации и других стран, отсутствуют общие требования к реализации и содержанию непродуктивных животных непосредственно в зоомагазине. Торговля животными описана в "Правилах розничной торговли в Республике Узбекистан". Согласно разделу XIV этих правил, продавец обязан размещать информацию о животных и растениях, предлагаемых к продаже, сведения об особенностях содержания и разведения. Также он должен предоставить: лицензию на добывание диких животных, выданную в соответствии с законодательством; разрешение на их ввоз на территорию страны.

Животные, предназначенные для продажи, должны содержаться в соответствии с общепринятыми нормами гуманного обращения с животными в условиях, отвечающих обязательным требованиям стандартов. Вместе с товаром покупателю передаются товарный чек, подписанный лицом, непосредственно осуществляющим продажу, в котором указывается видовое название и количество животных, дата продажи, цена; ветеринарное свидетельство, удостоверяющее, что животное здорово.

Однако в самаркандских зоомагазинах эти пункты игнорируются. Документы на животных у продавцов обычно отсутствуют, а содержание живности редко отвечает понятиям «комфортность» и «гуманность». Из этого следует, что многих из продавцов можно привлечь к ответственности за нарушение статей законов "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг" и требований "Правил розничной торговли в РУз»…

Проблема зоологических магазинов – это многогранная тема, охватывающая вопросы не только этики, но и экономики, экологии и здоровья человека. С одной стороны, они являются местом, где люди могут приобрести себе домашнего питомца, а также все необходимое для его содержания. С другой – зоомагазины способствуют разведению и продаже животных, что в неконтролируемых случаях приводит к перенасыщению рынка домашних питомцев, появлению бродячих собак и кошек. А если в зоомагазинах царят антисанитария и высокая скученность, то эти точки продаж становятся рассадником различных инфекций, опасных в том числе и для человека.

- Я категорически против продажи животных в зоомагазинах и на рынках, - говорит Марина СВИРИДОВА, руководитель Центра временного содержания бездомных животных Terra-vita г.Самарканд. – Породистых кошек и собак должны продавать, как в советское время, через клубы заводчиков со всеми надлежащими родословными, справками о прививках и прочими документами. Остальных, если уж на то пошло, можно продавать, а лучше просто отдавать в добрые руки через виртуальные площадки, но соблюдая правила и законы. Наши зоомагазины торгуют животными, которые им предоставляют люди, движимые единственной целью – производство потомства любой ценой, что приводит к появлению больных и генетически слабых животных. Именно эти бедняжки оказываются на улице, а потом и в нашем приюте! А сколько породистых и несчастных кошек и собак покупаются в дом в качестве игрушки или подчеркивания финансового статуса? И потом, когда они начинают болеть и доставлять хлопоты хозяевам, их просто выкидывают. И никто не несет ответственности за это – ни заводчик, ни продавец, ни новый хозяин…

Марина Свиридова глубоко понимает тему, постоянно сталкиваясь с проблемой безнадзорных животных. Но понимают ли ее наши депутаты и власти, те, от кого зависит общественное благополучие? И здесь невольно возвращаешься к вопросу о необходимости принятия закона о защите животных от жестокого обращения, который регламентировал бы в том числе работу зоомагазинов. Откладывая его принятие, указанные проблемы только усугубляются и ведут к новым вызовам, а главное – сказывается на нравственном уровне общества…

Анастасия ПАВЛЕНКО.