Здравоохранение: что тормозит его развитие?

В группе «Новости Самарканда» социальной сети «Фэйсбук» несколько месяцев проходил опрос «Что тормозит развитие здравоохранения в Самаркандской области и республике в целом?». Опрос охватил свыше двух тысяч человек, в голосовании приняли участие более 700 респондентов.

Больше всего участников опроса волновала проблема коррупции в системе здравоохранения, именно за этот пункт проголосовало 317 человек. В своих комментариях люди возмущаются взятками или использованием связей при приеме на работу в медучреждения, сговором некоторых врачей с аптеками, продажей лекарственных препаратов, которые должны выдаваться в больницах бесплатно, закупкой за счет госбюджета медоборудования по завышенным ценам.

Bonu Luchik: «Самое главное - недоверие. Как зайдёшь к врачу, такой список лекарств… Из здорового человека больного сделают».

Oybek Oblokulov: «Потому что многие врачи работают с аптеками, они получают долю от продаж некоторых малоизвестных лекарств, вот поэтому здравоохранение - это уже бизнес для некоторых врачей. Конечно, есть и хорошие врачи, но с такими зарплатами и поборами они либо уезжают, либо переходят в частные клиники...»

Безусловно, комментирующие, боясь давления и осуждения, как это обычно бывает, не указывали названия медучреждений и конкретных лиц. Впрочем, тех же принципов обобщения придерживаются и в Национальном совете по противодействию коррупции, который 6 апреля обсудил исполнение профильной госпрограммы в 2021 году.

В частности, было отмечено, что в системе Минздрава за последние два года 732 лица были признаны виновными в совершении коррупционных преступлений. И, к сожалению, здравоохранение, наряду с образованием и банковской системой, остается самой коррумпированной сферой в стране. При этом, надо отдать должное, члены совета назвали одну из причин коррупции, которая кроется в самих законодательных актах. Как показывают результаты антикоррупционной экспертизы, в 25 нормативно-правовых актах в сфере государственных закупок и здравоохранения имеются 87 коррупциогенных факторов.

На втором месте опроса тормозящей составляющей являются низкоквалифицированные кадры. За этот пункт отдали голоса 199 человек. Несмотря на увеличение количества мест в профильных вузах, успехах отдельных талантливых медиков в лечении заболеваний, внедрение высокотехнологичных операций, уровень квалификации медперсонала в своей массе всё еще далек от требуемого. Это признают и сами врачи старой школы.

По мнению директора Навоийского филиала Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников, профессора кафедры нефрологии, гемодиализа и трансплантации почки Азамата Рахимова, причин слабого уровня квалификации нынешних врачей несколько.

- Мы отошли от социалистической системы и живем при капитализме, вузы производят товар – студентов, будущих специалистов, - говорит А. Рахимов. - Заказчики - система здравоохранения. Часть студентов учится на бюджете, часть на кредитной основе. Представьте, что в течение 6 лет родители мечутся в поисках денег, чтобы оплатить обучение своих чад. По окончании вуза у этих детей одна мысль - вернуть эти деньги, отблагодарить родителей. И здесь уже не до клятвы Гиппократа и больных. Считаю, что обучение в кредит в медвузах надо вообще отменить. Во-вторых, раньше в институте оставляли выпускников, окончивших вуз на «отлично». Из них формировался профессорско-преподавательский корпус вуза. Сейчас все выпускники покидают институт. В начале года объявляется прием преподавателей на кафедры. На клинические кафедры выпускники вузов идут с охотой и есть конкурс, на теоретические - анатомия, гистология, физиология, патологоанатомия – людей мало, конкурса нет. В этой ситуации любой сдавший документы принимается. Бывают случаи, набирают ниже проходного балла (60) и их берут на работу. Выхода нет, преподаватели нужны. В-третьих, педагогический уровень преподавателей тоже оставляет желать лучшего. Чтобы учить в школе, нужно иметь диплом педагога, выпускника высшего педагогического учебного заведения. В институт же при приеме на работу на кафедру педагогическое образование не обязательно. Мне кажется, при приеме на работу в этих случаях должен быть сдан какой-то минимум по педагогике (андрогогике). Ведь для поступления в иностранные вузы сдают всякие «айлсы» и другие языковые требования. Надо продумать и этот вопрос о сдаче хотя бы какого-то минимума по педагогике.

Маленькие зарплаты врачей и медицинских работников участники группы также посчитали негативным фактором, влияющим на развитие здравоохранения. За этот пункт проголосовало более 150 человек. Из бесед с врачами выяснилось, что сегодня они получают от 2,5 до 3 миллионов сумов в месяц. Берут дежурства, дополнительную работу и доводят эту цифру до 5 млн. Если есть категории, то зарплаты повыше. Но исходные у врача составляет 2,5 миллиона, у медсестры 1,2-1,5 миллиона сумов.

Истода Рустамова: «Зарплата врача смешная! Раньше за зарплату можно было туда и обратно в Москву слетать, в гостинице неделю жить. А сейчас в один конец даже не хватает. Как на 1% повышают зарплату, на 20% поднимают цены на всё, и толку от повышения? И еще нужно уменьшить объем работы врача. Они стали писать больше, чем лечат. Над собой когда им работать? Вместо того, чтобы заниматься самообразованием, они ищут дополнительные заработки».

Здесь необходимо отметить, что ситуация с зарплатами медиков должна поменяться в ближайшее время. 18 марта этого года Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев провел открытый диалог с медицинскими работниками, где анонсировал, что с 1 июня 2022 года заработная плата медицинских работников будет увеличена на 15 процентов в зависимости от квалификационной категории. Врачам, выполняющим сложные высокотехнологичные операции, будет выплачиваться надбавка в размере 25 процентов. «Если сейчас высококвалифицированный врач получает 4 млн. сумов, то теперь сможет зарабатывать 8-9 млн. сумов, медсёстры – 3-4 млн. сумов вместо текущих 1,5 млн. сумов», заявил президент.

Также будет финансироваться программа «Сельский врач», и, начиная с 1 мая 2022 года к месячной заработной плате врачей, работающих в отдаленной и труднодоступной местности, будет выплачиваться дополнительная надбавка в размере 2 миллионов сумов. Кроме того, врач, в течение трех лет непрерывно работавший в таких районах, будет приниматься в клиническую ординатуру без экзаменов.

Будет принята Программа цифровизации всех направлений медицины, начиная с первичного звена. В ближайшие два года все медучреждения будут оснащены новыми компьютерами, бумажная работа сократится.

Среди других факторов, сказывающихся на здравоохранении, самаркандцы в опросе указали: высокие цены на медобслуживание и лекарства, низкий уровень качества медицинских услуг, нехватку врачей узкого профиля в семейных поликлиниках, отсутствие ротации главврачей в медучреждениях, слабую профилактическую работу среди населения по ряду заболеваний.

Лола Муминова: «Когда я ещё работала в Самарканде, мы целой командой врачей ездили по кишлакам и вели просветительскую работу с населением. Темы были актуальные для нашего региона: дефицит йода, близкородственные браки, СПИД и др. Иногда мне приходилось читать лекции за всех, но работа шла и население активно участвовало в диалогах. Как сейчас обстоит дело с работой с населением, я не знаю».

Эти вопросы, действительно, очень наболевшие, поэтому Глава государства на встрече с медработниками в марте этого года включил их в семь направлений работы по развитию системы здравоохранения страны. Как они будут реализованы на местах, покажет время, но граждане не должны сидеть сложа руки. Развитие государства – это процесс, предусматривающий не столько работу госчиновников, сколько активность самого общества, его неравнодушия. Поэтому с недавнего времени на сайте Министерства здравоохранения https://ssv.uz есть функция для пользователей Интернета, которые хотели бы внести свое предложение по улучшению ситуации системы. И, конечно, руководство страны постоянно внедряет инструменты по ведению общественного контроля за деятельностью государственными органами власти и управления, в частности госзакупками. Об этой интересной стороне общественного контроля мы поговорим в следующих номерах газеты.

Анастасия ПАВЛЕНКО.