В Самарканд за вдохновением

Как льняное полотно слой за слоем покрывается красочными мазками, рождая картину, так и полотно культурной жизни Самарканд за последнюю неделю стало ярким мозаичным панно из вернисажей, пленэров и встреч художников. Выставки были камерными и кратковременными – всего 1-2 дня, собирали относительно небольшую аудиторию, но удивляли своим разнообразием.

9 мая в летней галерее областного отделения Творческого Союза художников «Дусматбой» прошла выставка по итогам коллективного пленэра российских и узбекистанских живописцев. В арт-караване приняли участие десять разноплановых мастеров кисти, но всех их объединяли впечатления от памятников и природы Самарканда, Бухары, Шахрисабза и Гелана.

- Я сама родилась в Шахрисабзе, поэтому Узбекистан мне очень близок, - говорит организатор арт-каравана. Художника из Москвы Ирина Коваленко. – Не могут не вдохновлять Регистан, Гур-Эмир, Шахи-зинда в Самарканде или Арк, Чор-минор в Бухаре. А какое наслаждение было жить в экзотическом селе Гелан, где наш быт не отличался от местных жителей, таких славных, гостеприимных. И сколько эмоций после общения с ними вкладываешь затем в работы. Хочется возвращаться за новыми впечатлениями в Узбекистан снова и снова.

Весной, когда в нашей стране солнце не столь обжигающее, когда глаз радуется буйству зелени, у пленэристов особенно сочные этюды. Любителей живописи и самих коллег по художественному цеху невероятно впечатлили пастели Татьяны Бабушкиной. «Не думал, что пастелью можно писать такие этюды с натуры, - признался Валерий Паваринис, сам прекрасно владея данной техникой рисунка, - очень насыщенные цвета, смело используются контрасты, передан дух наших самаркандских памятников, причем с какой-то новой стороны. Необычно и мастерски».

Татьяна Юрьевна, скромно выслушав мнение зрителей, призналась, что Самарканд и другие узбекистанские города с древней историей, неповторимым колоритом и самобытностью просто требуют какого-то иного подхода, и она сама сильно волновалась, когда писала. Окончившая Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова по специальности – художник-живописец, Т. Бабушкина работает, в основном, как монументалист, создавая мозаики в храмах. Кроме того, она еще и педагог, преподает рисунок, живопись.

К слову, практически все приехавшие из Москвы, Воронежа и других городов РФ художники педагоги, работают с детьми. Поэтому на следующий день некоторые из них посетили выставку детского рисунка в арт-галерее «Чорсу».

Коллектив и учащиеся детской школы музыки и искусств №12 Самаркандского района 10 мая провели концерт-презентацию под названием «Безобидное детство», рассказав о своей деятельности, показав лучшие достижения ребят и педагогов. Здесь и прекрасный хор под руководством Зарины Мансуровой, и скрипичный квартет Фаризы Давроновой и многое другое.

Сотни детских рисунков рассказывали зрителям о природе родного края, достопримечательностях Самарканда, увлечениях девчонок и мальчишек. Много было интересных и ярких работ, но особенно выделялась картина о вечных семейных ценностях Шахло Амриллаевой. Ее отметила и Ирина Коваленко, сказав, что в работе отражается подлинный детский взгляд на окружающий мир, а не навязанный взрослыми.

В школе я преподаю два года, - рассказывает педагог по ИЗО школы №12 Дильшода Иноятилло. – Конечно, мне еще предстоит расти в педагогическом плане, но сегодня я хотела поддержать стремления самих учеников, мотивировать на дальнейшее развитие.

Мотивировать у Дильшоды получается неплохо. К примеру, недавно ее ученик Мизроб Мехрожев занял третье место в республиканском конкурсе рисунков «Новые звезды в Шахрисабзе».

По словам директора школы Ш. Нормуродова, учащиеся с удовольствием посещают их учебное заведение, ведь в нем работает столько увлеченных педагогов, любящих свое дело и детей.

В тот же день на Регистане многочисленных туристов привлекла небольшая группа юных художников, выписывающих наши прекрасные медресе. Оказалось, что ребята из Ташкента, из студии «Акварелька». Занимается с ними педагог Светлана Мирошниченко, которая переехала в Ташкент из Москвы в 2022 году. Подобную студию она имела и в столице России, где занималась с взрослыми и детьми разных возрастов, обучая видеть и отображать красоту.

«Филиалы "Акварелька-Ташкент" и "Акварелька-Москва" работают по единой программе, - пишет она в своем Инстаграм, - это же задание (но другой натюрморт) месяц назад выполняли старшие группы в Москве, а сейчас их догнали художники из Ташкента. Один и тот же натюрморт пишется одновременно в двух техниках: а-ла-прима (быстрое изображение, часто по сырой бумаге), и в технике многослойной живописи. Многослойное изображение - более точное, хорошо проработанное, реалистичное. Но в такой технике надо соблюдать большую осторожность, чтобы "не замучить работу", ведь больше трех слоев акварель переносит плохо, цвета тускнеют и может образоваться "грязь". Кстати, при сдаче вступительных экзаменов в творческие вузы приоритет отдается именно многослойной технике».

Мне нравится преподавать здешним ребятам, - говорит Светлана. – Они очень талантливые, любознательные. И Узбекистан мне очень нравится своим солнцем, погодой, людьми. Нашу студию уже заметили. К примеру, работы с сегодняшнего пленэра будут экспонироваться в музее темуридов в Ташкенте. Самарканд – по-настоящему город вдохновения!

Получил особое самаркандское вдохновение и академик Академии художеств Узбекистана, почетный член Российской Академии художеств Виктор Апухтин, который представил в галере «Дусматбой» свою первую в Самарканде выставку «Я так вижу». Но об этом подробнее читайте в следующем номере.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.